Пресса в европейских супермаркетах. Круглый стол на конгрессе Distripress

На конгрессе Distripress состоялось заседание VI Европейского круглого стола по проблемам дистрибуции прессы в сетях магазинов самообслуживания. Этот форум возник по инициативе АРПП и органично вписался в программу конгресса Distripress.

В этом году в нем приняли участие делегации из Великобритании, Германии, Испании, Италии, России, а также Бразилии и Португалии.

Круглый стол открыл исполнительный директор Distripress Девид Оуэн (David Owen), он предложил в перспективе расширить формат круглого стола за счет других стран-членов этой международной организации. Данная инициатива направлена на более активное продвижение передового опыта в распространении прессы в условиях экономического кризиса. Затем участники круглого стола представили доклады с анализом состояния дел и тенденций дистрибуции прессы в своих странах. Михаил Фальтер (Michael Falter) из компании Presse-Grosso представил доклад о системе управления товародвижением в ритейле, которая позволяет оперативно представлять полную информацию о продажах прессы. Издатели получают соответствующий пароль и могут самостоятельно войти в личный кабинет на веб-сайте компании и в оперативном режиме получать информацию о продажах своего товара. При этом получение информации о продажах конкурентов исключено. Количество торговых точек, охваченных данной системой, на начало 2011 г. достигло более 13 000, что составляет примерно одну десятую часть от всех торговых точек прессы Германии. Впоследствии состоялась оживленная дискуссия участников круглого стола об особенностях применения подобных систем в различных странах.

Дэвид Мортон (David Morton) из ANMW (Великобритания) представил развернутую характеристику рынка печатных СМИ своей страны. Он отметил, что в Англии сокращается количество национальных дистрибуторов, независимых торговых точек прессы. Издатели снижают цены на продукцию в целях стимулирования продаж. Кроме того, он рассказал о проблемах сотрудничества между издателями и дистрибуторами. Уделил большое внимание конфликтным ситуациям на издательском рынке, в частности, скандалам вокруг газеты News of the World и медиаимперии Руперта Мердока.

Хосе Мануэль Анте (Jos? Manuel Anta), FANDE (Испания), представил доклад о рынке своей страны.  Он сообщил, что в Испании имеется 5 национальных дистрибуторов и 100 региональных. Объем рынка печатных СМИ Испании сократился с 2,1 млрд. евро в 2006 г. до 1,5 млрд. евро в 2010 г. По количеству продаваемых копий рынок газет и журналов сократился на 37,6% за последние пять лет. На рынке региональных дистрибуторов наблюдается процесс укрупнения игроков за счет слияний и поглощений. За последние пятнадцать лет количество точек по продаже печатных СМИ сократилось на 20%. Далее Хосе Мануэль Анте подробно рассказал о функционировании цифровой системы по управлению тиражами, чье техническое сопровождение осуществляется FANDE.

О положении на итальянском рынке СМИ рассказал президент Итальянской ассоциации дистрибуторов прессы Умберто Фраскера (Umberto Fraskera).  Он отметил, что в его стране также происходит сокращение торговых точек прессы, правительство отказывается поддерживать издателей и дистрибуторов прессы. Экономический кризис негативно повлиял на медиаотрасль. В этих условиях издателям и дистрибуторам удалось достичь договоренностей об отказе от физического возврата ремиссии, что позволило ежегодно экономить более 25 млн. евро. Кроме того, издатели обратились с просьбой к дистрибуторам добровольно пойти на сокращение своих комиссионных доходов, что привело к падению рентабельности этого бизнеса до 5%.

С докладом об инновациях на медиарынке Европы выступила Сара Клег (Sarah Clegg), представитель Menzies Digital. Она рассказала о разработках своей компании в области цифровых технологий на рынке СМИ, в том числе в создании электронных СМИ, медиапорталов в Интернете, цифровых журналов, и электронной коммерции. Она подробно остановилась на монетизации издательского и дистрибутороского бизнеса в Интернете, представила опыт конвергенции издательских проектов и обеспечения синергетического эффекта при сочетании издательского дела и электронной коммерции.

С докладом о распространении периодики в супермаркетах России выступил президент АРПП Д.В. Мартынов. Он рассказал слушателям, что по сравнению с 2009 годом объём российского рынка вырос на 5.5 млрд. рублей, или на 5,3%. В прошлом году общая ситуация на рынке прессы России в целом улучшилась. Этому способствовал рост в экономике и частичное восстановление рынка рекламы. В этом году данные тенденции продолжились, прогнозируется рост объёма рынка на 10%. Однако на рынке розничного распространения печатных СМИ наблюдается негативная тенденция постепенного сокращения реализации тиражей. Так, в среднем по рынку за период с 2007 г. до  2010 г.  произошло сокращение реализуемых тиражей почти на 9%, в первую очередь за счёт сокращения продаж газет. Если исключить из статистики группу «патворки», то падение составило 12%.

Продажи сократились по всем тематическим категориям. Наибольшее падение зафиксировано по группам изданий «Объявления и реклама», детские и мужские журналы. Росла только одна группа изданий – патворки, что характерно для всего российского рынка в целом.

Наиболее  устойчивым оказался сегмент женских изданий, существенного падения в целом по категории не наблюдается, во многом за счёт появления большого количества спецвыпусков, в т.ч. активного развития изданий низкого и среднего ценового сегмента.

Основными сегментами рынка розничного распространения прессы в России являются киосковые сети, сети продуктовых супермаркетов, павильоны/минимаркеты прессы и нестационарная розница.

Как и ранее, в структуре розничного распространения прессы в 2010 году самым устойчивым сегментом были киосковые сети, а самым динамично развивающимся – сегмент реализации прессы через сети FMCG.

Существенный спад объёмов продаж в сетях FMCG наблюдается в тематических категориях «деловые журналы», «техника», информационно-рекламные и компьютерные.  При этом значительный рост наблюдается в сегменте коллекционных изданий (патворки), жёлтая пресса, увлечения и хобби,  туризм и отдых,  досуг.

Ценообразование в России свободное, конечные розничные цены определяет продавец. Расходы по организации торгового процесса лежат на дистрибуторе.

Д.В. Мартынов рассказал о современных технологиях распространения печатных СМИ в сетях самообслуживания, в том числе о системе штрих-кодирования, новом программном обеспечении торговых процессов, позволяющем оперативно получать информацию о продажах печатной продукции в супермаркетах.

В заключении выступления Д.В. Мартынов заявил, что, несмотря на трудности, с которыми сталкивается дистрибуция в России, АРПП смотрит с оптимизмом на перспективы развития рынка печатных СМИ.

На заседании VI Европейского круглого стола выступил ряд других участников конгресса Distripress. В заключение было принято решение провести VII Европейский круглый стол на 57-м конгрессе Distripress в г. Глазго (Шотландия).

В этот же день члены делегации АРПП продолжили переговоры с компаниями, представленными на конгрессе. Генеральный директор ООО «Пресс-Логистик» и ООО «МЕДИА ДИСТРИБЬЮШЕН» Н.Н. Морозов встретился с Джергом Кенеманом, в ходе встречи состоялось обсуждение проблем сотрудничества с ритейлом и функционирования электронной системы управления товародвижением.

А.В. Оськин, председатель правления АРПП, встретился с Крисом Гиббонсом (Chris Gibbons) из консалтинговой компании Cherry White Consulting. В ходе беседы состоялось обсуждение вопросов дигитализации медиабизнеса и внедрения прогрессивных форм работы в дистрибуцию прессы.

По просьбе Мисмилилано Аперили состоялась встреча и обсуждение перспектив выхода на российский рынок архитектурного журнала The Plant.  А.В. Оськин заверил собеседника в готовности АРПП оказать ему всестороннюю помощь в установлении деловых контактов с российскими издателями и дистрибуторами.

Пресс-служба АРПП