«Классическое телевидение убьет не интернет, а люди, сформированные интернетом», – сказал он. Однако именно технологические особенности дистрибуции телевизионного контента в сети позволяют вполне традиционным телевизионным форматам находить новые ниши.
С ростом пропускной способности каналов производством собственного видеоконтента занялись все. И блогеры, и традиционные издания, и крупные компании, и мелкие студии. Люди смотрят много и разное. Людей легко посчитать. Благодаря социальным сетям вирусная дистрибуция делает чудеса, особенно если контент правильно заточен под соответствующую аудиторию. Если раньше, на фоне успеха YouTube, была мода на видеохостинги, то сейчас можно смело заявлять о моде на собственный продакшн. Тем более, что при наличии того же YouTube и десятка готовых движков – создавать аналог достаточно бессмысленно. А так как обычно подобный сервис заточен под пользовательскую активность – это бессмысленно в двойне. Мест, куда можно выложить собственное видео, – более чем достаточно.
Справедливости ради, 99% создаваемого сейчас интернет-видео далеко до своих телевизионных собратьев. Причина очень простая: бюджетирование подобных проектов не предполагает дорогого производства – оно и понятно: на фоне прибылей традиционных телеканалов говорить о серьезной монетизации интернет-видео пока рано. В итоге мы видим проекты вроде свежезапущенного Piter.tv видеороликов много, но они сняты плохо и дешево. И в данном случае – это не критика. Это абсолютно нормальная стратегия. 10 съемочных групп, дорогой монтаж и режиссура в данном кейсе никак не окупятся. Во всяком случае, в короткой перспективе.
Плохим качеством страдают не все. Проект Константина Рыкова Russia.ru давно отличается от конкурентов качеством картинки. Большинство роликов доступны в формате HD и хорошо смотрятся на большом экране. Появилось прямое вещание, которое, хоть и не может похвастаться качеством, но все же прогресс для чисто интернетовской истории.
Другой путь – акцентирование внимания не на медиа в целом, а на конкретном контенте. В данной нише круче выступила молодежь, которую как раз и упустил Эрнст сотоварищи. Как главный пример, естественно, выступает шоу «+100500», собирающее миллионы просмотров. Проект Caramba.tv, в рамках которого работает шоу – отдельная тема, пока никаких интересных результатов он не показал, и во что выльется идея собирать молодежные интернет-передачи, пока не понятно. Меж тем, сам «+100500» уверенно собирает миллионы зрителей, успешно идет в сторону «традиционного» телевидения и чувствует себя хорошо. В этой же истории – студия MyDuck’s Vision, стоимость производства ролика – до миллиона рублей. Сравнимо с настоящим телевидением. Собирает – те же миллионы зрителей. Продались уже на тот же телеканал, что и «+100500», и чувствуют себя хорошо. И канал понять можно: люди из телевизора не так хорошо понимают современную аудиторию. То что молодежный телевизионный контент делают те, кто вырос в интернете и добился там успеха, – логично.
Есть и третья история интернет-телевидения: MinaevLive – проект писателя и телеведущего Сергея Минаева, сделанный на мощностях компании Telemarker. Лучший пример одиночной игры, когда все силы брошены на создание нескольких часов прямого эфира в неделю. Стоит отметить, что бюджет этих нескольких часов сопоставим с недельным бюджетом «простого» интернет- телевидения. И это того стоит: около 50 000 человек смотрят прямой эфир в HD формате, снимаемый четырьмя камерами. В дополнение к качеству картинки любой желающий может через Skype выйти в прямой эфир и задать вопрос гостю. Любопытный факт, опровергающий тезис Эрнста: MinaevLive делают профессиональные телевизионщики с опытом работы на федеральных каналах.
Аудитория телевизионных интернет-проектов практически не пересекается. «Поэт и гражданин» – Васильева и Ефремова – смотрят те, кому давно за 30, видеоблогера Рому Желудя, похожего на Джастина Бибера, вряд ли смотрели те, кому больше 20. Однако опять же благодаря технологическим особенностям про эту аудиторию многое известно. Все цифры просмотров интернет-роликов прозрачны: можно узнать, сколько человек начали смотреть ролик, сколько закончили или сколько смотрит в данный момент.
Главная проблема развития телевизионных форматов исключительно в интернете – это деньги и возможность их заработка. Какие бы интересные ни показывали проекты цифры, продавать небольшую по сравнению с телевизором, сегментированную аудиторию еще не научились. И главное, что когда научатся, прорыва не будет. Публике будет нужен более качественный, а значит, более дорогой продукт. А кто его будет делать?
Поколение интернета, привыкшее к нескольким экранам, интерактивности, десяткам вкладок в браузере и нескончаемой ленте «Твиттера» – все также любит телевидение. Пусть оно не в телевизоре, но даже молодежь готова оторваться от насущных дел, зайти в определенное время на сайт и посмотреть эфир. Привычные желания сопричастности, реального времени, хорошего развлечения – никуда не делись. Просто поменялась среда обитания. Технические правила и условия в этой среде другие, но вот правила и основы создания телевизионного контента – абсолютно те же. Во всяком случае, в формате talk-show. Другие форматы нам еще предстоит увидеть в следующем году.
И, наблюдая количество просмотров и восторг аудитории по поводу очередного интернет-телевидения, хочется перефразировать Эрнста: «Классическое телевидение, спасет не интернет, а люди, воспитанные классическим телевидением. Потому что какой бы ни была среда – основы жанра будут те же».
Источник: slon.ru
Когда о кризисе телевидения говорит сам Константин Львович Эрнст – стоит задуматься. Федеральные каналы и их владельцы обычно держатся до последнего и по сей день относятся к альтернативным форматам скептически. Тот же Эрнст в своей программной речи на MIPCOM обходит интернет как технологию стороной, сваливая все на другое поколение.