Виктория Никитченко, ИД «Крестьянин»: Россия первая перейдет на безбумажные носители

В то время, когда издательское сообщество в нашей стране всерьез озадачено необходимостью возродить институт подписки, «Почта России» усиленно модернизирует и реформирует перечень услуг, а столичные критики из этой же отрасли во всеуслышание твердят, что данный институт скорее мертв, чем жив.

Самое время за правдой отправиться в регионы. Ведь именно здесь остались те самые общественно-публицистические СМИ, доставленные читателю руками почтальона и те преданные подписчики, которые не мыслят жизни без любимого издания, но, увы, не всегда имеют полноценную возможность получить его. Очень интересным примером из жизни регионального издания и его верного подписчика поделилась в беседе с корреспондентом портала PlanetaSMI.RU Виктория НИКИТЧЕНКО, главный редактор газеты «Крестьянин» (г. Ростов-на-Дону).

— Виктория, как вы думаете — почему подписка на печатные издания в нашей стране каждое полугодие падает на 2%? Какова, на ваш взгляд, основная причина печальной тенденции?
— Можно, конечно, себя успокаивать тем, что это общемировая тенденция — потеря интереса к чтению вообще и бумажных СМИ в частности. Однако на местах, в регионах, мы наблюдаем другую картину. Наши постоянные читатели, которые и не думали отказываться от подписки, вынуждены это делать по причине того, что услуга доставки не работает. А за эту услугу, между прочим, почта берет с читателя почти половину стоимости подписки!

Смысл выписывать газету, если ее никто не доставит? Или доставит, но через неделю. Чтобы не быть голословной, приведу пример — письмо нашей читательницы, которая смогла (!) подписаться, преодолевая на этом пути самые разные препятствия.

«Добрый день, уважаемая редакция газеты «Крестьянин». С 1994 г. я ваш постоянный читатель и подписчик газеты. Каждую среду с нетерпением жду почтальона, чтобы скорее прочитать любимую газету «от корки до корки». Стараюсь ежегодно досрочно оформить подписку, чтобы принять участие в конкурсах и викторинах.
3 августа этого года уволилась наша Вика, почтальон по призванию, очень старательная и ответственная. Вика добросовестно разносила почту в любую погоду, оформляла подписку, занималась реализацией товаров повседневного спроса (нагрузка). Наш поселок, около тысячи жителей, остались без почтальона вот уже месяц. Почтовое отделение находится за 2,5-3 км от поселка, на территории птицефабрики. В конце августа за пенсией ездили - нанимала соседа, у которого есть транспорт. Попросила в тот день начальника почтового отделения оформить подписку на 1-е полугодие 2012 г., но Черкова И. отказалась, мотивируя своим скорым увольнением. Я звонила в редакцию газеты «Крестьянин», в отдел подписки, чтобы посодействовали в нашей проблеме. На второй день начались звонки с Неклиновского почтамта на мой телефон с претензиями, что я, мол, жалуюсь в Ростов, что мне лично принесут почту домой. А как же остальные подписчики и получатели корреспонденции, кто им будет почту доставлять?

В конце месяца я решила оформить подписку в Неклиновке, и думала поговорить о нашей проблеме с начальником почтамта. В 8.40 начальника на месте не оказалось, обратилась к начальнику отдела кадров, которая и выслушать, как следует, не имела желания. Ее ответ был таков: «Я объявления развесила в вашем поселке, что требуется почтальон, но люди заелись, никто не хочет работать. Может, вы прикажете мне вам разносить почту?». Интересуюсь, что же это за оклад такой: 4300 руб. минималка, минус подоходный налог, пенсионные отчисления, чистыми выходит 3600-3800 руб.

Захожу в отдел сортировки, спрашиваю, как подписаться на газеты. «Идите вниз, есть окошко «Подписка». Прихожу —никого нет. Заходит женщина и отвечает мне: «У меня нет каталога на подписку 1 полугодия 2012, обратитесь к любому почтальону». Вахтер долго не хотел пропускать на второй этаж к почтальонам. Но потом сжалился, показал на почтальона, она оформила мне подписку. Это было уже 11 часов. Вот и напрашивается такой вывод: «Какой поп, такой и приход». В прошлом году у нас в поселке было 600 подписчиков, а сейчас осталась половина. Так и выходит как в песне фильме: «В бой идут одни подписчики».

С уважением, Любовь Степановна Ягодка
пос. Новоприморский, Неклиновский р-н, Ростовская обл.

Скажите, много подобных отчаянных подписчиков может быть у газеты? Единицы. Некоторые, кстати, из наших читателей, не обладающих таким терпением и излишком свободного времени, признаются, что предпочитают читать наши издания на сайте — оперативно и бесплатно. С одной стороны, нас радует то, что связь с читателем не утрачена, публикации увидят свет, будут прочитаны, меры по ним будут приняты. С другой же стороны — сплошные огорчения: мы теряем подписные деньги.

Помимо того, что с мест сообщают читатели, наш отдел подписки регулярно выезжает в командировки, общается с почтальонами. Картина безрадостная. В одной из поездок, например, в почтовом отделении застали единственную сотрудницу. С утра она работала там уборщицей, потом начальником отделения, после обеда брала сумку и разносила почту. А через неделю вообще уволилась. Даже совмещая все эти должности, совокупная зарплата у нее выходила мизерная.

За четыре последних года «Почта России» провела три реорганизации, а по сути — три массовых сокращения персонала (и доставочных участков, соответственно). Нагрузка на оставшихся увеличилась в разы, а зарплата — нет. Полная ставка почтальона, обслуживающего участок протяженностью 12 километров, — 5 тысяч рублей. Увеличивать свой заработок руководство почты предлагает торговлей калошами, порошками, носками и прочим ширпотребом.

— Как сегодня обстоят дела с подписными тиражами непосредственно в вашем Издательском доме? Какой процент от общего тиража приходится на подписной?
— Подписные тиражи у нас тоже имеют тенденцию к падению — в основном по тем причинам, о которых я рассказала выше. Поэтому задача минимум в сложившихся условиях — удерживать эти тиражи.
Общий тираж наших изданий в среднем 160 тысяч экземпляров. Практически все они идут по подписке. Розница занимает только 10%.

— Какие меры по стимулированию данного института принимаются?
— Меры удержания подписки у нас традиционные — стимулирующие конкурсы для почтальонов, для читателей, перекрестная реклама наших изданий, реклама изданий в районных и областных СМИ, участие в Днях подписчика и т.д.

— С чего, на ваш взгляд, следует начать реформу института подписки? И нужна ли ему государственная поддержка?
— Очень сомневаюсь, что закрытые почтовые отделения в селах снова откроют, наберут персонал, положат им достойную зарплату и выделят по велосипеду. Это, наверное, могло бы возродить институт подписки. Но мы же реалисты, и понимаем, что вряд ли государство изыщет на это средства в бюджете. В то, что альтернативные подписные агентства побегут работать в села, я тоже не верю. Создавать свою систему распространения? Это неподъемный труд и колоссальные вложения, которые вряд ли когда-нибудь окупятся.

Думаю, что нам надо развивать электронную подписку. Для читателей это должно быть выгоднее, так как из цены подписки уйдет львиная доля денег, которую читатель вынужден платить за доставку, а издатели — за бумагу и печать.

— На каких условиях ваш издательский дом мог готов поддержать возрождение института подписки в стране в целом?
— А чем мы можем поддержать институт подписки? Только тем, что будем и дальше обеспечивать тиражи своих изданий.

Наш офис находится в центре Ростова-на-Дону, от ближайшего почтового отделения — пять минут по асфальту, потом на лифте. Письма нам приносят раз (!) в неделю. Некому работать, нет почтальонов. Что же говорить о селах? Кто понесет газету за12 километров по дождю и снегу, утопая в грязи?

У меня такое ощущение, что Россия первая перейдет на безбумажные носители информации — только потому, что окончательно навернется институт подписки на бумажную прессу. Не дожидаясь, пока во всем мире упадет интерес к чтению газет. Редакциям осталось только научиться зарабатывать, продавая ПДФ-версии бумажных газет. Сегодня это проблема номер один.

Жанна Романова
Источник: PlanetaSMI.RU