Эпоха поменялась, на рынке появились хищники нового класса, и это привело к смене правил игры, к чему не все оказались готовы. Бумажная пресса в модели 20-го века не имеет шансов выжить в эпоху дигитализации и нового потребительского спроса на рынке информации, услуг и развлечений.
Сегодняшнего читателя, он же подписчик, он же покупатель, можно завоевать принципиально новыми маркетинговыми и информационными технологиями. Каждый номер журнала должен сопровождаться целевыми промоакциями, приложениями в виде подарков, таргетированной поддержкой в социальных сетях. Как свидетельствует европейский опыт, издания должны иметь элементы интерактивности, диалога с читателями, возможность выхода в Интернет через QR-код и, наконец, широкую интеграцию с интернет-магазинами. Современный журнал – дорогой бумажный продукт с массой «прибамбасов» и прямыми выходами на покупки. Листая журнал о моде и стиле жизни, потребитель через свой мобильник должен иметь возможность немедленно заказать в интернет-магазине понравившуюся ему одежду или отделочный материал для дачи, словом, иметь журнал как путеводитель по жизни в интересующем его сегменте. Такой продукт привлекает большое число новых рекламодателей, что в свою очередь делает издание доступным по цене.
Можем ли мы это сегодня хорошо делать в России? То есть создавать такие бумажные СМИ? Нет, не можем. На конгрессе Дистрипресс в Барселоне о таких новациях рассказывали единицы, но такие журналы в мире уже есть, и слава богу. Всей остальной печатке надо подтягиваться, то есть, как это было и всегда, двигаться за лидерами. Еще один неожиданный тренд на рынке – переход электронных СМИ и интернет-ресурсов в печатку. Популярный в Великобритании юношеский ресурс с комиксами, имеющий 50 млн. пользователей, стал выпускать свою бумажную версию. Девушки-подростки, увлеченные интернет-журналом, тоже получили бумажную версию интернет-продукта. Наверное, этот процесс объясняется и тем, что 86% всех доходов у издателей Великобритании поступают исключительно от печатных версий. А в Интернете нет денег ни в СМИ, ни по книгам, да и реклама мизерна. Этот тренд тоже понятен, конвергенция и мультимедийность - вот пароль медиауспеха.
Сегодня мало создать хороший контент, надо распространить его по всем возможным каналам и носителям, а на чем это будет сделано – вопрос вторичный, лишь бы давало доход. В Китае выпускали газету на золотой фольге для новых китайцев, в Японии - на съедобной бумаге, в Южной Корее на электронной бумаге журналы выходят с живыми картинками по модели Гарри Поттера, а в Испании к журналам в качестве подарка стали предлагать красное вино.
В 20-м веке появление радио не убило прессу, появление телевидения не уничтожило радио, Интернет не уничтожил телевидение. Все эти ресурсы продолжают жить и использоваться современной цивилизацией, поэтому и слухи о смерти бумажных СМИ оказались сильно преувеличены. И на этой марктвеновской ноте завершил свою работу 56-й конгресс Дистрипресс в Барселоне. Жаль только, что из 1000 делегатов конгресса российская делегация была самой малочисленной. «Узок их круг и страшно далеки они от народа» - это тоже о нас, о российском медиасообществе. Медианарод планеты движется вперед семимильными шагами, хорошо бы не потерять хотя бы вектор этого движения.
Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/)
Интернет не является врагом печатных СМИ, пресса самостоятельно саморазрушается
На конгрессе Дистрипресс в Барселоне и с трибуны, и в кулуарах часто звучала парадоксальная мысль, что главным врагом бумажных СМИ являемся мы сами, то есть издатели и дистрибуторы прессы. Главный посыл этого тезиса заключается в том, что инертность традиционного рынка с контентом, изложенным на бумаге, неизбежно приводит его к самоликвидации, причем без каких либо враждебных или подрывных действий извне.