И раньше СМИ были дуалистичны, продавая свой контент оптом, в розницу и по подписке, а также зарабатывая на рекламе, а некоторые – и на «джинсе». Теперь же они стали продавать другие товары и услуги. Британская газета The Guardian, в частности, готовится открыть в Лондоне собственный магазин, в котором будут продаваться «полезные и красивые вещи». В нашей стране начались аналогичные процессы. Издательский дом «КоммерсантЪ» планирует открыть онлайн-магазин с одеждой, обувью и аксессуарами премиум-класса. Газета «Ведомости» около года назад запустила магазин-агрегатор для компаний, которые занимаются исследованиями рынков. Спустя полгода совместно с сетью «Винотека» издание открыло «Винный клуб». Наконец, в сентябре эта же газета запустила проект iMall - интернет-витрину, через которую можно заказать товары и услуги из разных стран. Ранее, в конце 2009 года запустить проект онлайн-витрины пыталась компания «Объединённые медиа» (радио BusinessFM, BFM.ru). По словам главы холдинга Михаила Бергера, предполагалось создать поисковый портал, где можно было по запросу получить информацию о цене и месте продажи нужного товара. Этот проект не был завершён в силу финансовых проблем и неудачной попытки создания профильной структуры внутри холдинга.
Некоторые наши интеллектуалы брезгливо поморщатся: мол, как это СМИ могут заниматься не свойственным им бизнесом? Одно дело бульварная пресса, а другое дело – качественные издания?! Ответ на этот вопрос содержится в действиях высоколобой газеты The Times, руководители которой на днях заявили об увольнении более чем 100 журналистов (каждого седьмого) из-за экономических трудностей. Аналогичные действия, но в меньшем масштабе, предпринимают и другие европейские и американские издательства. К счастью, в их число не входит The Guardian, которая решила поправить своё финансовое положение через создание параллельного торгового бизнеса.
Надо признать, что большинство российских СМИ являются консервативными и неспособными отвечать на вызовы времени. Там не понимают, что можно работать днём хирургом, а по ночам ещё немножко шить одежду. Т.е. вертеться могут не все. Но если не могут вертеться, то хотя бы должны понять свою ограниченность и пригласить специалистов для создания параллельных бизнесов. В этом контексте позитивно воспринимается развитие широкой сети интернет-магазинов по продаже всего и вся. Последние исследования ВЦИОМ показали, что в интернет-торговле в пятёрку самых востребованных товаров вошли книги и журналы, и этот факт, безусловно, радует. Не радует, что в онлайн-торговле в нашей стране всё большее место занимают китайские интернет-магазины, предлагающие нашему потребителю самый широкий ассортимент товаров с бесплатной доставкой из Поднебесной. Доставку финансирует китайское правительство для завоевания рынков других стран. В этой связи возникает только один вопрос: когда попадут российские книги и журналы в ассортимент китайских интернет-магазинов?!
Мне симпатична позиция Михаила Бергера, который, являясь талантливым журналистом и публицистом, поднялся до топ-менеджера мультимедийной отрасли и продолжает двигаться дальше, предлагая рынку всё больше товаров и услуг. Но, к сожалению, его опыт, как и опыт других продвинутых медийных структур России, не воспринимается широкими массами нашей отрасли. Сейчас настало время не изгонять торговцев из храма, а применять маркетинг и гипертаргетирование для привлечения населения к новому, полезному и продвинутому. Да и храмы в нашем понимании могут быть разными: храм Науки, храм Искусства, храм Печатного Слова, храм Человека. Но чтобы построить дорогу к храму, как в прошлом, так и в настоящем, нужно применять самые разнообразные механизмы, включая торговлю. В конечном счёте, именно торговцы строят эти дороги. Если новые дороги не ведут к храму, значит их проложили плохие торговцы.
Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/44136.html)
Известна библейская история об изгнании Иисусом торговцев из храма. Они оскверняли своей предпринимательской деятельностью высокое, светлое и духовное в церкви. По мере взросления нашей цивилизации торговля, ростовщичество приобрели новую позитивную окраску, стали двигателем прогресса, а в самих храмах буквально в десятке метров от алтаря служители Господа сами стали организовывать торговлю свечами, лампадами, священными книгами, церковным вином и другими предметами культа. Поэтому неудивительно, что в наше трудное время традиционные СМИ стали заниматься параллельным бизнесом, включая торговлю.