Комплекс неполноценности образовательной прессы?

Недавно страна поздравляла сообщество учителей с их профессиональным праздником. Учителей в России много, учеников, соответственно, больше в несколько раз. О том, что читают учителя, ученики и родители учеников, «Новости СМИ» расспросили экспертов рынка. Чему учит образовательная пресса сегодня, и где грань между образованием и развлечением - НСМИ и попытались выяснить.


Что читают учителя?

Российские учителя традиционно используют узкие образовательные издания - родственники методических пособий. Что касается прессы, то основным источником массовой информации для учителей на протяжении 87 лет служит «Учительская газета». Тираж газеты на сегодняшний день - 96 тыс. экз. Несмотря на солидный возраст, издание не костенеет, что показывает хотя бы то, что руководство газеты приняло решение запускать сайт еще в 1995 году.

Другая газета для учителей - «Первое сентября». Издание распространяется только по подписке, по каталогу «Роспечати», «Почты России» или напрямую через редакцию. До недавнего времени все Pdf-версии газеты можно было просматривать на сайте бесплатно. По со второго полугодия 2011 года за эту услугу введен платный доступ.

Учительские газеты пока не стремятся к продвижению в Интернете. Вероятно, потому что пока есть уверенность в том, что их будут читать - это мало конкурентное поле.

Что читают ученики?

По-другому обстоит дело с изданиями для учеников. На молодежь как на потребителей образовательной прессы рассчитывать не приходится. Поэтому издатели стараются разбавить академический образовательный контент развлекательным. Но, как ни стараются издатели, молодежь по-прежнему предпочитает развлекательную прессу, в адрес которой сыпятся постоянные обвинения в низком качестве подачи материала. Рекламодатели туда идут активнее, соответственно, и тиражи выше, и возможности для креативного подхода больше.

Что читают родители?

В России прессы, адресованной родителям школьников, мало. В основном это журналы. И, как правило, они адресованы только родителям учеников младших классов. Изданий же федерального значения, рассчитанных на более старшую аудиторию, нет. Поэтому говорить о конкурентном рынке прессы для родителей преждевременно. Связано это, в первую очередь, с проблемами рекламы. Самые активные потребители детских товаров и услуг - родители детей раннего возраста и младших дошкольников. Поэтому у журналов для этой аудитории больше шансов на финансовую успешность. Но это лишь на первый взгляд. По словам участников рынка, перспективы есть, есть огромная заинтересованная и лояльная аудитория, поэтому они смотрят в будущее с оптимизмом.


АЛЛА ВИНОГРАДОВА,
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ЖУРНАЛА "ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА» ЗАО «МЦФЭР»:

Журнал «Здоровье школьника», адресованный родителям, начал выходить в марте 2006 года, и на тот момент это был единственный журнал школьной тематики, рассчитанный на мас¬сового читателя. Сразу оговорюсь: имеется в виду полноцветный глянцевый журнал, а не периодическое издание вообще: «Учительская газета», «Первое сентября» и другие СМИ, разумеется, мы со счетов не сбрасываем и относимся к ним с огромным уважением.

Главная цель журнала - налаживание и совершенствование коммуникации между участниками образовательного процесса. Их трое: ученик, учитель, родители. Слово «здоровье» в названии журнала подразумевает не только физическое благополучие, но и нравственное, психологическое, эмоциональное. Именно поэтому лишь четвертая часть журнала посвящена сугубо медицинским аспектам. Равный объем занимают темы учебы, психологии, формирования здорового образа жизни.

Популярных журналов для родителей, чьи дети ходят в школу, на момент запуска нашего издания не было. Для родителей младших дошкольников и детей раннего возраста изданий масса, но стоит детям чуть повзрослеть, как проблемы, связанные с их воспитанием, как будто пропадают совсем. И родителям школьников со всеми их вопросами обратиться в этом плане практически не к кому.


ВЛАДИМИР МЕЙЛИЦЕВ,
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР ЖУРНАЛА «ТЕХНИКА МОЛОДЕЖИ»:

О господдержке

Я стал бы говорить не о государственном финансировании, это частный случай, а о внешнем финансировании вообще. Ведь оно не обязательно должно быть государственным, может же крупная негосударственная организация учителей содержать свое профессиональное издание? Или какая-нибудь крупная корпорация - выпускать хороший научно-популярный журнал?

Так вот, без внешнего финансирования, только на средства от подписки и розницы, хорошее образовательное издание существовать не может.

О работе «в ноль»

Нам приходится учитывать вкусы массовой молодежной аудитории, но мы не позволяем себе идти у них на поводу. Да. мы стараемся сделать журнал красочным, визуально привлекательным, добротно иллюстрированным, легко читаемым - но не в ущерб качеству контента. Мы готовы приспосабливаться к требованиям рекламодателя, но не станем выходить ради рекламы за рамки наших представлений о журнале.

В результате розницу и подписку нам удается более или менее поддерживать. Немного рекламы, немного господдержки - издание не умирает, но и дохода не приносит.

О субсидиях

Мы получаем гранты. Только не надо думать: получил - ну вот и славно, вот все и образовалось.

В прошлом году мы получили грант, во исполнение которого должны были в течение года публиковать по восемь страниц материалов «грантовой» тематики. А это восьмая часть всего журнала. А если исключить из расчета обязательные постоянные рубрики, которым от роду по 40-60 лет, то это пятая часть.

Знаете, что мы «с этого имели»? За 96 полос в течение года? Так вот, сумма годового гранта была меньше, чем мы имеем за пять полос рекламы - а она у нас отнюдь не самая дорогая.

Провокация в том. что работать «под рекламодателя» в разы выгоднее, чем «под грант». Чисто финансовая эффективность понятна; но ведь есть еще капитальная экономия сил! Реклама чаще всего приходит в журнал в виде готовых модулей, а на восемь «грантовых» страниц надо искать или придумывать темы. охотиться за компетентными авторами, иногда и за экспертами-рецензентами; и им надо платить...

О распространении

Есть еще один аспект, где государство уж точно могло бы помочь: распространение. Для кого выпускаются образовательные журналы? Наш журнал и еще ряд других, - для тинейджеров и старше. Где они, тинейджеры? Да в школе же!

Вот и субсидируйте школам подписку на два-три комплекта «Техники - молодежи», «Юного техника» или «Моделиста-конструктора». Расходование средств контролируется очень просто, а для журналов это может стать серьезной поддержкой.


СЕБАСТИАН КАДАС,
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДИРЕКТОР BAUER MEDIA GROUP:

На Bravo смотрят косо

Приоритетными целями журнала являются развлечение и просвещение. Среди наших самых ярких и успешных социальных кампаний Bravo Job Attack - как выбрать карьеру и Bravo goes green - как сделать мир лучше для будущих поколений. С другой стороны, журнал Bravo очень близок подросткам благодаря рубрике «Love&Sex», на страницах которой мы даем советы сотням тысяч подростков в отношении чувств, любви и секса. Мы отвечаем па вопросы, которые они не решаются задать кому-либо другому.

Я считаю, свободный язык журнала соответствует его концепции. Когда вы молоды, вы хотите читать журнал, который разговариваете вами, а не ту прессу, которую хотели бы читать взрослые.

О прессе за рубежом.

В Европе, как и во всем мире, пресса испытывает ряд трудностей. Журналу Bravo посчастливилось занимать сильные позиции в течение более 55 лет. Это подтверждение того, что мы создали удивительный бренд, который, мы уверены, продолжит занимать сильные позиции в течение еще 50 лет.

Свежая концепция

Я считаю, что правительство не должно контролировать молодежную прессу, как и прессу вообще. Это никогда не работало в прошлом и никогда не будет работать в будущем. То, что мы создали во многих странах и надеемся скоро внедрить в России, - это способ взаимодействия правительства с подростками через Bravo. По всей Европе мы работаем совместно с национальными органами по трудоустройству, помогая подросткам сформировать свое мнение о будущих возможностях обучения и карьерных возможностях. Это невероятно успешные проекты, главным образом благодаря тому, что мы подошли к ним в стиле Bravo: мы приглашаем звезд и правительственных чиновников в школы, и подростки получают возможность услышать реальные истории из жизни своих кумиров, а также задать чиновникам важные вопросы.

Источник: «Новости СМИ» №20