Участники рынка СМИ — об идее создания Министерства печати и массовых коммуникаций

11 октября с.г. Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) в открытом письме президенту страны Дмитрию Медведеву предложила создать Министерство печати и массовых коммуникаций.

«Эта идея (создания Минпечати — прим. ред.) обсуждалась участниками рынка уже около года. У нас были сомнения в необходимости такого письма, но на прошедшей в начале октября конференции все окончательно пришли к выводу, что защита и поддержка, необходимые отрасли, не осуществляются в полной мере в отсутствие единого центра принятия решений», — прокомментировал газете «Ъ» ситуацию председатель правления АРПП Александр Оськин. Согласно письму, по мнению участников медиасообщества, «такой орган мог бы обеспечить единство требований и соответствующий уровень решения назревших проблем в области развития современных массовых коммуникаций, цифровых технологий, периодической печати, радио, телевидения, книгоиздания и полиграфии».

«Издание и распространения печати — огромная отрасль с серьезными проблемами. Например, проблема с киосками, которые притесняют по всей России. Если будет создано Министерство печати, то вполне достаточно, если в сферу его деятельности будут входить только конкретные участки отрасли: издание СМИ, распространение печати и реклама. Полагаю, что для того чтобы отрасль заново вздохнула полной грудью и наконец-то уже появилось полное понимание ее значимости для страны — Министерство печати просто необходимо. Именно оно должно способствовать поднятию уровня значимости печатной прессы в целом», — указала в беседе с корреспондентом портала PlanetaSMI.RU советник Председателя Комитета по рекламе и СМИ Правительства Москвы Зара Петрова. По ее словам, на сегодняшний день нужных и важных для этой отрасли решений на уровне власти принимается совсем не много, а «“внизу” они, как правило, не ощущаются и вовсе». «Министерство печати могло бы активизировать эту профильную работу. Однако вопрос его создания требует дополнительного изучения, аналитики и понимания, какие кадры должны прийти и возглавить его», — подчеркнула Петрова.

С ней согласен и Геннадий Кудий, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии ФАПМК. «Я считаю, что Министерство печати необходимо», — аналогично прокомментировал он порталу PlanetaSMI.RU инициативу АРПП: «В его создании есть резон, потому что сфера деятельности огромная — и связь, и культура, и книги, и библиотеки, и полиграфия, и периодика… И все это находится в ведении разных инстанций. Если радио и телевидение каким-то образом входят в отрасль связи, то печать и книги — нет. Если Министерство печати будет создано, то его основной задачей должна стать консолидация обеспечения интересов развития рынка. Прежний опыт работы Министерства печати уже продемонстрировал, что такая схема позволяет меньшими ресурсами и более предметно решать насущные вопросы отрасли».

Президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов России (МАП) Борис Кузьмин, также поддержав идею создания профильного Министерства печати, с досадой отметил, что существующее ныне Министерство связи в большей степени занято вопросами электронных СМИ. «И не только оно, такая ситуация повсеместна. По любому вопросу, с каким бы мы не обращались в Минсвязи, мы не то чтобы не получаем адекватных эффективных решений, но даже не встречаем понимания. Мы, профессионалы своего дела, анализируя ситуацию, видим, что поддержки у нас нет, а все проблемы, которые возникают по линии издательств, полиграфии и распространения, “зависают в воздухе”». По словам Кузьмина, сегодня вся тяжесть решения вопросов данных отраслей легла на плечи общественных организаций. «Но у них нет таких сил и штатов, что бы самостоятельно решать вопросы отрасли», — сокрушенно отметил глава МАП. — «Поддержку и понимание мы находим только в ФАПМК, где еще сохранился профессиональный состав. Но Агентство не самостийно… А вообще — все это плохо кончится. К сожалению, в нашем правительстве нет понимания того, что печатные СМИ и книгоиздание в обозримом будущем не исчезнут. А то, что сейчас повсеместно продвигается (новые медиа — прим. ред.), губит общество, это даже доказывать не нужно. Недаром же в нашем 21 веке возникла проблема, которую мы решить не можем, потому что у нас нет ответственного органа — проблема падения интереса к чтению. На “электронных игрушках” мы же уже потеряли одно поколение, теперь – теряем второе», — сделал неутешительный вывод Кузьмин.

Однако не все участники рынка придерживаются аналогичного мнения. Так, Григорий Кунис, издатель сети газет «Мой район», в беседе с порталом PlanetaSMI.RU указал, что «создание новых структур нецелесообразно из-за законов бюрократизации»: «Новое образование должно будет оправдывать каким-то образом свое существование, поэтому его деятельность будет неминуемо наращиваться, даже там, где это не нужно. Вообще, чем меньше государство вмешивается в медиаотрасль, тем лучше. Надо идти по пути развития саморегулирования отрасли, а не ее кураторства».

Евгения Трушина, Наталья Решетова
Источник: PlanetaSMI.RU