С 20 по 23 октября участников принимал в своих стенах признанный конференц-центр Новосибирска «Азимут Отель Сибирь». В нём собрались издатели и распространители прессы из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Смоленска, Кемерово, Барнаула и других городов, а также гости из Латвии и Казахстана.
21 октября на открытии мероприятия с приветственным словом выступил генеральный директор АРПИ «Сибирь» Сергей Гаврилов. Он сделал обзор тем, которые предстоит обсудить участникам семинара, пожелал всем продуктивной работы и передал слово первому докладчику — Константину Вяткину, коммерческому директору АРПИ «Сибирь».
Рабочий день начался с обзора продаж прессы за прошедшие месяцы 2011 года и прогноза на 2012 год. Главный вопрос, на котором сосредоточился Константин Вяткин в своём выступлении, заключён в названии доклада «Есть ли жизнь после партворков?». Рынок коллекционных изданий в денежном выражении продолжает расти, но темпы роста уже не столь впечатляющие, как в предыдущие годы. В 2009 и 2010 годах рост составлял около 70 %, в 2011 году эта цифра по прогнозам снизится до 20 %. Впервые за годы работы с партворками компания АРПИ «Сибирь» получила убыток от продаж коллекции «Дворцы и усадьбы». В Сибири эта коллекция пользовалась низким спросом, и доходы от продаж не покрыли затраты на доставку в регионы и возврат. В традиционной прессе наиболее стабильные продажи показывают женские издания, а наихудшая динамика у мужских изданий. В завершение своего обзора, докладчик отметил, что в условиях сокращения рынка только совместные действия издателей и распространителей, направленные на сокращение затрат каждого звена и оптимизацию всей системы распространения, могут позволить участникам рынка сохранить свои позиции.
Новые разработки специалистов АРПИ «Сибирь» представил Александр Зайцев, руководитель группы разработчиков программного обеспечения. Он дал подробное описание системы, созданной специалистами компании на основе «1С: Предприятие 8.2». Программный продукт «1С: Управление продажами. ТНП и пресса» обеспечивает автоматизированное ведение учета товародвижения, использование штрихкодового оборудования для идентификации объектов учета, автоматизированное формирование отчетной информации, ведение справочников. Участники семинара получили диск с программой, которой смогут воспользоваться на своих предприятиях.
Своим опытом по внедрению программного обеспечения, предназначенного для работы именно с прессой, поделилось Тюменское агентство «Роспечать». Коллеги из Тюмени подготовили видеопрезентацию, в которой рассказали о внедрении технологии штрихкодирования на предприятии. Использование ценников со штрихкодами, информация с которых легко считывается специальным оборудованием, позволило упростить работу с возвратами и сократить время на проведение инвентаризаций.
Возможность познакомиться с опытом зарубежных распространителей прессы участникам семинара предоставил Андрейс Гаранинс, директор департамента продаж «Preses Serviss» (г. Рига). Он рассказал об особенностях рынка СМИ Латвии и отличиях латвийской системы распространения прессы от российской. Компания «Preses Serviss» является крупнейшим дистрибьютором прессы на рынке Латвии, её доля составляет 96 %. Она поставляет печатную продукцию латышских, русских и других зарубежных издателей в киоски и супермаркеты по всей стране, ведёт постоянный мониторинг тенденций рынка. Система распространения строится на следующем принципе: цены на печатную продукцию фиксированные, они указываются на обложке и это является обязательным реквизитом издания. Распространитель не делает наценок, он получает от издателя скидку от указанной цены. Рынок прессы Латвии, как и российский, по словам докладчика, существует в сложных условиях, ежегодно падают продажи ежедневной прессы, поэтому «Preses Serviss» стремится оптимизировать свою деятельность. Для повышения эффективности работы дистрибьютора активно применяются электронные решения: через сайт оформляются возвраты, производится коррекция заказа и ассортимента. Устанавливается обратная связь с торговыми сетями, которая позволяет постоянно следить за продажами, на топовые издания делается автоматический дополнительный заказ.
Тема оптимизации работы распространителей прессы была поднята и в следующем выступлении Константина Вяткина. Он напомнил коллегам о выгодах аутсорсинга, который позволяет каждой компании сфокусироваться на основной деятельности и представил схему разделения функций на рынке прессы.
Дмитрий Ятченко, руководитель розничных продаж ООО «ТК Пресс» рассказал об эксперименте по распространению ежедневных газет в супермаркетах, который компания провела совместно с издательским домом «Комсомольская правда». В сети, где продавалась газета, произошло увеличение продаж на 5 % больше планового. Но в целом проект оказался убыточным, возвраты на протяжении месяца составляли не менее 50 % от заказа. По словам Дмитрия Ятченко, результаты были предсказуемы, ежедневная пресса сегодня не тот товар, который интересен для супермаркетов.
С традиционным докладом об изменениях в налоговом законодательстве выступил Сергей Гаврилов, он рассказал о поправках в Налоговом кодексе, проектах законов, которые обсуждаются сегодня и нововведениях в уплате ЕНВД. А также особо обратил внимание коллег, что ЕНВД планируется сократить. В 2013 году планируется урезать список видов деятельности, на которые он распространяется, а в 2014 году отменить его.
О своих проектах и запусках рассказали представители издательских домов.
Сергей Алексеенко, генеральный директор ООО «ТДС» представил новый стратегический проект ИД «Bauer Media» — еженедельник «Звёздный час».
Дмитрий Сучков продемонстрировал новинки издательства «Премьера Маркет» — журналы «Фиксики», «Страна Смешариков», «Бакуган. Вселенная игры» и коллекцию магнитов «Бакуган».
Антон Волков, директор по распространению ИД «Sanoma Independent Media» рассказал о зимних номерах популярных изданий и недавно пришедшем на российский рынок журнале «Women's Health».
Завершился первый день работы круглым столом «Киосковая розница», который вёл Александр Лукашев, заместитель генерального директора ЗАО АРП «Фрам» (г. Новосибирск). На круглом столе обсудили три темы: подходы к формированию заработной платы продавца; способы проверки эффективности сети и внешнее оформление киосков.
После окончания рабочего дня издатели и распространители прессы отправились на турнир по боулингу «Сибирский страйк», который подарил им издательский дом «Толока». На турнире выявили чемпионов среди гостей вечера и наградили памятными призами от «Толоки».
Второй рабочий день начался с экскурсии на автоматизированный склад АРПИ «Сибирь». Ежемесячно через складские комплексы группы компаний «Сибирь» проходит до 1100 тонн грузов прямого потока, что составляет порядка 7,5 млн. экземпляров в месяц. Через складской комплекс АРПИ «Сибирь» в Новосибирске проходит около 60% всего товаропотока. Высокое качество обработки прямого и обратного потоков обеспечивается автоматизацией этапов работы, где человеческий фактор чаще всего приводит к ошибкам.
Затем гости семинара отправились на экскурсию по торговым точкам. В Новосибирске и городах спутниках расположено около 800 торговых точек, торгующих прессой: примерно 520 киосков, 270 супер- и гипермаркетов (около 85% из которых обслуживает компания «ТК-пресс»), 20 книжных супермаркетов и 12 магазинов прессы. Издатели и распространители посетили объекты различного формата — магазины прессы, киоски и супермаркеты разного формата.
После экскурсии участники семинара вернулись в отель «Азимут», где состоялся круглый стол, посвящённый торговле прессой в супермаркетах. Роль модератора и ведущего выполнял руководитель розничных продаж ООО «ТК Пресс» Дмитрий Ятченко (г. Новосибирск). Обсуждение началось с выступления маркетолога «ТК Пресс» Анны Мухамедьяновой, в котором она рассказала о методике формирования ассортимента. Основные цели, которых стремится достичь маркетолог, — это увеличение объема продаж и единообразие ассортимента на типовых торговых точках. Для этого компания проводит исследования результатов продаж по торговым точкам и по номенклатурным позициям. Это позволяет выявить средние показатели для разных изданий и категорий торговых точек и оценить удельную доходность номенклатуры. Удельная доходность учитывается при формировании ассортимента. Также Анна Мухамедьянова отметила, что пересмотр ассортиментных матриц желательно производить каждые 3-4 месяца, при этом количество позиций для ротации составит до 10%.
В ответ об опыте своей компании рассказала Виктория Холодняк, генеральный директор ООО «ЮгМедиаПресс» (г. Краснодар). Она считает, что «хвост», продажи которого не велики, следует не уменьшать, а увеличивать, поскольку широкий ассортимент обеспечивает рост продаж всех изданий, находящихся на торговой точке, в том числе и топовых.
Следующей темой, которую затронули участники круглого стола, стали бонусы в ритейле в свете нового закона о торговле. Дмитрий Ятченко отметил, что бонусная нагрузка выросла с вступлением закона в силу. С этим столкнулись многие распространители прессы.
Последним пунктом рабочей программы семинара стала приемная АРПИ «Сибирь». Этот формат работы предназначен для решения текущих вопросов, приемная проводилась во второй раз. На этом семинаре, кроме сотрудников АРПИ «Сибирь», в ней приняли участие заместитель генерального директора ЗАО АРП «Фрам» Александр Лукашев и руководитель розничных продаж ООО «ТК Пресс» Дмитрий Ятченко. Они отвечали на вопросы об ассортименте и организации продаж в киосках и супермаркетах.
Заключительным событием стал традиционный банкет, на котором участники отметили «новоселье» семинара АРПИ «Сибирь» и попрощались до следующей встречи.
Пресс-служба АРПИ «Сибирь»