На продвижение в рунете в III квартале 2011 г. рекламодатели потратили 10,5 млрд руб. (расчеты «Ведомостей» на базе данных Ассоциации коммуникационных агентств России, АКАР). Рунет впервые обогнал по доходам печатные СМИ (заработали 8,6 млрд руб.) и теперь уступает только ТВ (27,2 млрд руб.).
Рекламная выручка у интернет-компаний давно растет быстрее, чем у других медиа, даже в кризис доходы рунета продолжали увеличиваться. Осенью 2010 г. агентство AdWatch Isobar Russia предсказало, что по оптимистичному сценарию интернет станет вторым по доходам медиа в России в IV квартале 2010 г., а по пессимистичному — во II квартале 2011 г. Но в конце прошлого года эксперты АКАР по просьбе издателей поменяли методику подсчета доходов печатных СМИ, их доходы в IV квартале 2010 г. выросли сразу вдвое, и выручка рунета оказалась меньше.
В III квартале 2011 г. печать не увеличила рекламную выручку, за девять месяцев рост ее доходов составил 7%. «По моим данным, выручка прессы в III квартале выросла», — возражает коммерческий директор ИД «Коммерсантъ» Павел Филенков. АКАР вынуждена корректировать завышенные с начала года оценки прессы, полагает директор по рекламе ИД «Комсомольская правда» Владислав Гемст, III квартал был очень неплох для газет, четвертый может быть еще лучше.
Рунет за три квартала заработал на 57% больше, чем годом ранее, подсчитала АКАР. Такими темпами рунет будет вторым медиа по доходам не только в отдельно взятом III квартале, но в целом по году, считает гендиректор AdWatch Isobar Russia Андрей Чернышов. «Яндекс» прогнозирует, что его выручка в этом году увеличится на 58-60%. Mail.ru Group заработает в 1,5 раза больше, чем в 2010 г., предсказывает коммерческий директор Алексей Катков.
Рост бюджетов на продвижение в сети органический, объясняет представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева: с быстрым увеличением интернет-аудитории растут инвестиции рекламодателей. За последний год месячная аудитория рунета выросла на 13,7% до 50,8 млн (данные ComScore за сентябрь). Интернет позволяет более оперативно проводить рекламные кампании, чем та же печатная пресса, и дает больше возможностей работать с конкретной аудиторией, объясняет представитель МТС Валерия Кузьменко. Но и у «Вымпелкома», и у МТС интернет пока не занимает второго места в тратах на рекламу. Кузьменко говорит, что МТС больше тратит на наружную рекламу: «Проникновение интернета все еще недостаточно для проведения по-настоящему массовых кампаний в регионах». Рекламодатели воспринимают интернет как медиа будущего, им важно закрепиться в рунете, считает Катков: «Во многом рост происходит за счет правильного имиджа этого медиа».
Один из экспертов АКАР сомневается в достоверности данных, предоставленных интернет-компаниями: «Просто невозможно, чтобы в России на интернет тратили больше, чем в США».
Ксения Болецкая
Источник: Ведомости
По рекламным доходам рунет теперь второй — впереди только телевидение. Российские компании тратят на продвижение в сети большую долю бюджетов, чем даже американские.