Каждое утро по пути на работу покупают любимую газету, и, пока едут в автобусе или метро, узнают, что происходит в мире. Оно и неудивительно, все-таки у нас - культурная столица! Однако скоро люди читающие могут лишиться этого удовольствия.
Вне закона
Городское правительство рассматривает проект, который может серьезно ударить по свободе слова в Петербурге. Несколько лет назад Смольный уже почистил территорию у станций метро, отодвинув от них на пятьдесят метров всю торговлю. Исключение сделали лишь для цветочных лавочек и газетных киосков. Теперь решили распрощаться и с ними.
Постановление № 1433, которое, словно зонт от дождя, спасало газетные киоски от сноса, устарело. Вместо него на стол чиновникам положили новый документ за номером 554. Документ, безусловно, нужный. Однако в нем упущены несколько с виду незначительных пунктов, которые нанесут тяжелый удар по издателям и распространителям прессы.
По новому закону под снос попадают газетные киоски, стоящие ближе десяти метров от остановок общественного транспорта, ближе пятидесяти метров от станций метро, на центральных магистралях Петербурга, а также рядом со школами и госучреждениями. Это значит, что придется убирать несколько сотен газетных киосков по всему городу.
Уже сейчас торговых точек с прессой нет на Невском проспекте. Их убрали, когда приводили главную улицу города в порядок. Красивее, может, и стало, но вот удобнее - вряд ли.
- Чиновники сами никогда газеты не покупают и на автобусах не ездят. Им газеты помощники прямо в кабинеты приносят. Поэтому и не волнуются - останутся киоски на остановках или нет. Будут люди просто стоять и ждать автобуса или возьмут книгу с газетой, чтобы почитать в пути, - возмущается продавец одного из розничных киосков Зинаида Игонина.
Оставить нельзя сносить
Казалось бы, ну что тут страшного? Нужно всего лишь сдвинуть киоск на несколько метров в сторону, и все. Однако город не собирается предоставлять новые места арендаторам, и им вряд ли удастся выбить себе клочок земли в десяти метрах от остановки.
- Дело серьезнее, чем может показаться. Речь идет не столько об успешной работе, сколько о самой возможности существования сети киосков, продающих прессу. Удалить торговый объект даже на метр от «сегодняшнего» - это целое дело. Нужно оформлять новый участок, длительно согласовывать во многих инстанциях, проходить кадастровый учет, - говорит гендиректор компании «Нева-Пресс» Ирина Васильева. - Переместить объект это, по сути, предоставить альтернативное место. И не факт, что оно будет вблизи существующего. Это может быть и другой микрорайон. Кроме того, это может быть невозможно из-за подземных коммуникаций или просто из-за позиции местной администрации.
По норме на одну тысячу жителей должно стоять по одному киоску.
По подсчетам компаний, торгующих газетно-журнальной продукцией, количество павильонов в Петербурге снизится почти вдвое. А это значит, что у петербуржцев отберут не только возможность читать то, что хочется и когда хочется. Без работы останутся тысячи человек - продавцы, операторы, сотрудники службы доставки, типографские рабочие. Вряд ли их, да и самих чиновников, обрадует перспектива массовой безработицы. Издатели окажутся на грани банкротства - им просто негде будет продавать газеты и журналы.
- Киоски расположены не только у остановок, - говорит Ирина Васильева. - Часть объектов находится в местах с низкой проходимостью и не выживет без поддержки более успешных точек. Рентабельность сетей и так существенно снизилась за последние годы. Если продавцов лишить более-менее прибыльных объектов у остановок, придется закрывать и остальные.
Таким образом, власти одним махом могут прикрыть сразу всю сеть уличной торговли прессой. Это значит, что на городской программе доступности прессы и общефедеральной, направленной на возрождении интереса россиян к печатному слову, можно поставить крест.
Удар по свободе слова
Ежедневки печатаются по ночам, а уже ранним утром они ждут покупателей на прилавках. Не будет киосков - люди перестанут читать газеты. Ведь для них очень важно, что можно купить прессу по дороге на работу. Это очень удобно. Никто не будет утром делать километровый крюк, чтобы забежать за газетой в ближайший супермаркет с длиннющими очередями. К тому же в таких магазинах ежедневные издания не продаются. Так что, чтобы достать свежие номера «Комсомолки», «Советского спорта» и других любимых газет, придется серьезно постараться.
Киоски с периодикой - одно из звеньев цепочки «издатель - типография - розница - читатель». Если рушится одно звено - распадается вся цепочка. В итоге будут потеряны миллионные тиражи социально значимых общественно-политических газет, они просто не смогут дойти до своих читателей. А значит, печатные СМИ потеряют свое влияние. Это не что иное, как прямая угроза свободе слова! Нет общественно-политических газет - нет критики.
Сейчас все хором говорят: молодежь меньше читает, меньше думает. Даже хуже - сама привычка читать находится под угрозой! Казалось бы, нужно создавать условия, чтобы повышать кругозор, учить мыслить и анализировать. А на деле выходит так, что хотят ликвидировать даже то, что есть.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Постановление № 554 пока только обсуждается в Смольном. Однако руководители ведущих СМИ города и продавцы печатной продукции не стали ждать, когда его примут. Они написали совместное обращение к вице-губернатору Петербурга Василию Кичеджи, в котором просят оказать поддержку газетной отрасли, оказавшейся под угрозой.
В родственном газетам Комитете по печати обозначили, что понимают всю серьезность нависшей угрозы.
- Мы подготовили проект, который вносит изменения в постановление № 554, чтобы газетные киоски вошли в адресную программу объектов потребительского рынка, - сообщил заместитель председателя Комитета по печати Анатолий Аграфенин. - Комитет отстаивает позиции в части разрешения на торговлю печатной продукцией возле школ и административных зданий. В десятиметровой зоне у остановок общественного транспорта, в пятидесятиметровой зоне метрополитена и на центральных магистралях Санкт-Петербурга.
Теперь остается гадать: подпишут в Смольном спасительный документ или нет. Если нет, то скоро читать «Комсомолку» можно будет только в Интернете.
ДОСЛОВНО
«Я вспоминаю одну берлинскую площадь, где в брусчатку мостовой было врезано окно. Там, внизу, открывалась комната, заполненная пустыми книжными полками. Пустыми. Когда я спросила, что это значит, мне ответили: «Это памятник тоталитаризму. Потому что тоталитаризм, увы, и есть отсутствие информации»
Ирина Васильева, гендиректор компании «Нева-Пресс»
Источник: KP.RU