- Все говорят о пришествии новых технологий в СМИ. Издатели, может быть, более чем кто-либо другой следят за этими тенденциями. Как, на ваш взгляд, будет выглядеть медиаиндустрия будущего в России и СНГ?
- Эти изменения чрезвычайно сложно прогнозировать. Как мне кажется, они будут не в такой большой степени зависеть от технологий - многое в журналистике определят социальные и экономические перемены.
Мы живем в сложное время. Сейчас говорят о сломе экономической системы, такой, какой она была с 70-х годов прошлого века. То, как этот кризис будет развиваться, очень сильно повлияет на СМИ.
Здесь стоит упомянуть и российскую модернизацию, или, точнее, реиндустриализацию, которая, как мне кажется, рано или поздно потребует мобилизационных усилий со стороны государства. А СМИ, как известно, и традиционные и новые, в любом обществе выполняют функцию инструмента мобилизации. Как, однако, пользоваться им в рамках сохранения свободы печати?
Это вопросы, на которые ответов пока нет. Все это, должно, так или иначе, очень сказаться на судьбе.
Что касается технологии медиаиндустрии, то, скорее всего, главной тенденцией здесь будет интеграция платформ, с которых подается контент. Будет некое очень компактное устройство, в котором вы сможете делать все, что угодно: получать новости и комментарии, развлечения и прочее в огромном диапазоне форматов и вариантов.
Сейчас обсуждают смерть печатной прессы. По-моему, такая постановка вопроса уже устарела. Сегодняшние издательские дома все чаще предпочитают называть себя "мультимедийными компаниями". Это подразумевает, что они понимают: информационно-издательское дело ведется на многих платформа. В этой линейке бумага еще долго будет играть важную роль.
Не забывайте, кроме того, что так называемая "смерть печатной прессы" - это в большей мере угроза не для издателей, которые уже научились и радио, и телевидение делать на своих сайтах, а для полиграфистов. И те сейчас проявляют чудеса изобретательности, внедряя такие технологии печати, которые на многие порядки способны повысить удовольствие и пользу от чтения бумажных изданий для разных аудиторий и привлекательность для рекламодателей. По крайней мере, выставки полиграфистов сегодня представляют собой не менее футуристическое зрелище, чем выставки цифровых медиа.
- В таких условиях очень интересным становится обзор того, что происходит в медиаиндустрии в мире. Вот и в РИА Новости недавно создана медиалаборатория, но она пока на ранних стадиях работы. А как такие проблемы решаются на Западе, опередили ли они нас?
- Если говорить в целом, а не об уровне внедрениях каких-то конкретных технологий, то не думаю, что у России есть какое-то отставание в этой области, по крайней мере, в плане осознания грядущих вызовов. Специфика России и стран СНГ, пожалуй, заключается только в том, что у нас информационная среда очень неравномерна. Есть города милионники, где стадия развития медиарынка приблизительно та же, что и в Европе, а есть маленькие городки, где до сих пор правит бал газета. Другой специфики я не вижу.
- Многие профессиональные площадки в СНГ ругают за неэффективность. Как вы считаете, насколько эффективен ФЕАМ? Идея масштабная, но каков выход?
- Личное общение стольких профессионалов в одной области из разных стран не может быть бесполезным. Восстанавливаются связи, которые пропали после распада СССР. Узнаешь, что в действительности происходит в соседних странах.
Чтобы не быть голословным, приведу пример. Я был на ФЕАМ, который проводился в прошлом году в Киеве, и благодаря общению с представителями Грузии, которые также присутствовали, нам удалось организовать замечательную поездку журналистов в эту страну. Мы имели возможность самостоятельно посмотреть и оценить то, что порой в нашей прессе подается либо в неоправданно "розовом", либо "черном" свете. Это не всегда просто, учитывая сложные отношения Москвы и Тбилиси.
Да и с остальными странами - если тебе нужно в чем-то разобраться из Москвы, ты всегда можешь поднять трубку или написать по электронной почте коллегам, с которыми познакомился на ФЕАМ. Причем для тебя они не абстрактные "источники", а люди, с которыми ты говорил, спорил и т.д., что, по-моему, позволяет оценить достоверность информации.
Источник: РИА Новости
Панкин: в линейке СМИ бумага долго будет играть важную роль
Алексей Панкин, главный редактор одного из авторитетных журналов для издателей "Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine" ответил на вопросы РИА Новости - о том, куда движется медиаиндустрия.