Подавляющее большинство представителей медиаиндустрии уверены, что наибольший рост по итогам года продемонстрируют сегменты интернет-сервисов и интернет-услуг, новые медиа, разработка программного обеспечения и цифрового контента. В то же время, за традиционными медиа первенство по динамике признают менее трех процентов респондентов. Таковы данные исследования аудиторско-консалтинговой группы BDO Россия (на отечественном рынке эта международная структура известна под брендом «Юникон»), полную версию которого Sostav.ru представляет ниже.
Наибольшие угрозы для развития бизнеса в ближайшие два года
Как по выборке в целом, так и в отдельных ее группах главную угрозу респонденты видят в потенциальном экономическом кризисе. По мнению Сергея Аветисяна («АКАДО-Столица»), финансовый кризис, если он все же случится, действительно будет оказывать серьезное влияние не российский бизнес. «Однако, судя по кризису 2008-2009 годов, разные отрасли преодолевают кризисные периоды с разной степенью успешности. Например, телекоммуникационный бизнес во время недавнего финансового кризиса демонстрировал рост. Некоторые компании использовали кризис как возможность оптимизировать свой бизнес, пересмотреть стратегию, найти новые маркетинговые ниши и в результате добиться успеха», - подчеркнул представитель телеком-компании.
В перечне угроз представители крупного и среднего бизнеса, помимо экономического кризиса, отдали ведущие позиции следующим опасностям: угрозы давления со стороны других субъектов рынка, нехватка нужных кадров и денежных средств, а малого бизнеса - деятельность государственных структур и изменения в сфере налогообложения.
Угрозы (все компании) |
||
1 |
Возможный экономический кризис |
15 |
2 |
Давление со стороны других субъектов рынка |
6 |
3 |
Деятельность государственных структур, политическая ситуация и страновые риски |
5 |
4-5 |
Нехватка нужных кадров |
4 |
4-5 |
Изменения в сфере налогообложения |
4 |
6 |
Проблемы в управлении компанией |
3 |
7-8 |
Нехватка денежных средств |
2 |
7-8 |
Пробелы или изменения в нормативном регулировании (помимо налоговой сферы) |
2 |
9 |
Иное |
1 |
Угрозы (крупный и средний бизнес) |
||
1-2 |
Возможный экономический кризис |
3 |
1-2 |
Давление со стороны других субъектов рынка |
3 |
3-4 |
Нехватка нужных кадров |
2 |
3-4 |
Нехватка денежных средств |
2 |
5-6 |
Деятельность государственных структур, политическая ситуация и страновые риски |
1 |
5-6 |
Пробелы или изменения в нормативном регулировании (помимо налоговой сферы) |
1 |
Угрозы (малый бизнес) |
||
1 |
Возможный экономический кризис |
12 |
2-3 |
Деятельность государственных структур, политическая ситуация и страновые риски |
4 |
2-3 |
Изменения в сфере налогообложения |
4 |
4-5 |
Давление со стороны других субъектов рынка |
3 |
4-5 |
Проблемы в управлении компанией |
3 |
6 |
Нехватка нужных кадров |
2 |
7-8 |
Пробелы или изменения в нормативном регулировании (помимо налоговой сферы) |
1 |
7-8 |
Иное |
1 |
Изменения в отраслевом законодательстве, которые отразились на бизнесе респондентов в наибольшей степени
Первое место в этом разделе заняли изменения, внесенные в законодательство о персональных данных: такой вариант выбрали 32,61% компаний - участниц опроса. На втором месте оказались разъяснения Верховного суда РФ об отсутствии ответственности редакции электронного СМИ за комментарии посетителей, размещенные без предварительного редактирования: этот вариант ответа указали 30,43%. Третье место заняли изменения в ст. 1273 ГК РФ, ограничивающие возможности воспроизведения произведения без согласия автора и выплаты ему вознаграждения.
Среди других вариантов ответа упоминалось постановление Правительства РФ, обязывающее изготовителей и импортеров оборудования и материальных носителей уплачивать вознаграждение организации по управлению авторскими и (или) смежными правами на коллективной основе, но его не выбрал ни один респондент.
Место |
Вариант ответа |
Частота выбора, % |
1 |
Изменения в законодательстве о персональных данных, предусматривающие необходимость получения письменного согласия субъекта на обработку его персональных данных |
32,6% |
2 |
Разъяснения Верховного Суда РФ об отсутствии ответственности редакции электронного СМИ за комментарии посетителей, размещенные без предварительного редактирования |
30,4% |
3 |
Изменения в ст. 1273 Гражданского кодекса РФ, сужающие возможность свободного воспроизведения произведения без согласия автора и выплаты ему вознаграждения |
26,1% |
4 |
Ничего из перечисленного |
4,3% |
5-7 |
Отсутствие нормативно-правовой защиты от плагиата новостных сообщений |
2,2% |
5-7 |
Запрет на распространение прессы в зоне 25 м от метро |
2,2% |
5-7 |
Повышение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда с января 2011 г. |
2,2% |
Изменения, которые следует внести в законодательство, регулирующее отрасль
По мнению респондентов, в первую очередь следует усовершенствовать законодательство, регулирующее функционирование интернета - так полагают 31,6% опрошенных.
На втором по популярности месте оказались необходимые изменения в федеральный закон о СМИ (21,05%). За иные варианты ответов высказалось менее чем по 20% респондентов.
Место |
Вариант ответа |
Частота выбора, % |
1 |
Следует усовершенствовать законодательство, регулирующее функционирование Интернета |
31,6% |
2 |
Следует внести изменения в федеральный закон о СМИ |
21,1% |
3 |
Следует разграничить ответственность информационных провайдеров-посредников |
15,8% |
4 |
Следует усовершенствовать порядок взаимодействия с организациями по коллективному управлению правами |
13,2% |
5 |
Следует усовершенствовать законодательство в области размещения социальной и спонсорской рекламы |
10,5% |
6 |
Ничего |
5,3% |
7 |
Упростить порядок получения и использования электронных подписей |
2,6% |
Вид бизнеса в медиаотрасли, который в 2011 году покажет наибольший рост
Большинство респондентов (43,59%) ожидает, что по итогам 2011 г. наибольший рост продемонстрирует бизнес, связанный с интернет-сервисами и интернет-услугами. Далее с заметным отрывом идут новые медиа (28,21%), создание ПО и цифрового контента (25,64%). Среди возможных вариантов ответа в анкете упоминалась реклама, но этот вариант не выбрал ни один респондент.
Место |
Вариант ответа |
Частота выбора, % |
1 |
Интернет-сервисы и интернет-услуги |
43,6% |
2 |
Новые медиа (цифровые, в том числе интерактивные медиа, не являющиеся классическими эфирными и кабельными ТВ и радио с аналоговым или цифровым сигналом) |
28,2% |
3 |
Разработка ПО, игр, создание цифрового контента (в том числе для мобильных устройств) |
25,6% |
4 |
Традиционные медиа и производство контента для них (бумажная пресса, классические эфирные и кабельные ТВ и радио с аналоговым или цифровым сигналом) |
2,6% |
Наиболее перспективный шаг для дальнейшего развития компании
В качестве таких шагов большая часть респондентов назвала развитие новых или уже существующих продуктов и услуг. При этом представители крупного и среднего бизнеса считают более перспективным развитие существующих продуктов, а малого бизнеса - новых.
Интересно отметить, что такой шаг, как покупка другой компании, не назвал ни один респондент.
Вариант продажи собственного бизнеса популярностью также не пользовался. Среди представителей малого бизнеса этот ответ выбрали 2,56%, а крупные и средние компании подобный шаг не рассматривают вообще.
Перспективный шаг (все компании) |
||
1 |
Развитие новых продуктов/услуг |
35,90% |
2 |
Развитие уже существующих продуктов/услуг |
28,21% |
3 |
Стратегическое партнерство |
17,95% |
4 |
Усиление маркетинговой активности |
10,26% |
5 |
Выход на новые рынки |
5,13% |
6 |
Продажа бизнеса |
2,56% |
Покупка другого бизнеса |
0,00% |
Перспективный шаг (крупный и средний бизнес) |
||
1 |
Развитие уже существующих продуктов/услуг |
50,00% |
2 |
Развитие новых продуктов/услуг |
30,00% |
3 |
Стратегическое партнерство |
20,00% |
Монетизация
Основным способом монетизации у компаний разного по масштабу бизнеса является реклама. По мнению Юрия Строфилова, соучредителя компании Spbnews, это отражает ситуацию на сегодняшний день, но не тенденцию. Что касается интернет-проектов, то здесь отмечается кризис рекламной модели: количество кликов на тысячу показов и доверие к объекту рекламы падают. Как результат, добиться лояльности покупателя в рекламной модели невозможно.
Вторым по популярности вариантом ответа представителей крупного и среднего бизнеса оказался «полностью или частично платный доступ к информации», а малого бизнеса — «производство печатных или электронных носителей для внешних заказчиков».
Перспективный шаг (крупный и средний бизнес) |
||
1 |
Развитие уже существующих продуктов/услуг |
50,00% |
2 |
Развитие новых продуктов/услуг |
30,00% |
3 |
Стратегическое партнерство |
20,00% |
Монетизация (крупный и средний бизнес) |
||
1 |
Рекламные услуги, продажа эфирного времени и т.п. услуги |
8 |
2 |
Полностью платный или частично платный доступ к информационным ресурсам (Интернет, кабельное ТВ и т.п.) |
4 |
3 |
Продажа печатных носителей информации |
3 |
4-6 |
Продажа электронных носителей информации |
1 |
4-6 |
Производство печатных или электронных носителей для внешних заказчиков |
1 |
4-6 |
Иные платные услуги, кроме названных в этой таблице |
1 |
Монетизация (малый бизнес) |
||
1 |
Рекламные услуги, продажа эфирного времени и т.п. услуги |
19 |
2 |
Производство печатных или электронных носителей для внешних заказчиков |
8 |
3-4 |
Продажа печатных носителей информации |
5 |
3-4 |
Продажа электронных носителей информации |
5 |
5-6 |
Иные платные услуги |
2 |
5-6 |
Полностью платный или частично платный доступ к информационным ресурсам (Интернет, кабельное ТВ и т.п.) |
4 |
7 |
Консалтинг и паблик рилейшнз |
2 |
Наиболее острые потребности компаний
По мнению респондентов, в наибольшей степени их компании нуждаются в людях, способных воплотить имеющиеся идеи (61,54%). Особенно остро стоит этот вопрос для представителей крупного и среднего бизнеса: 81,82% респондентов из компаний такого масштаба выбрали данный вариант ответа.
Потребности в материальных ресурсах и новых идеях примерно равны - и обе уступают потребности в кадрах. О необходимости государственной поддержки заявили лишь 5,13% респондентов (отметим, что этот вариант указали только представители малого бизнеса).
Потребности респондента (все компании) |
||
1 |
Люди, которые могут качественно воплотить имеющиеся идеи |
61,54% |
2 |
Деньги, материальные ресурсы |
17,95% |
3 |
Новые идеи |
15,38% |
4 |
Поддержка государства |
5,13% |
Потребности респондента (крупный и средний бизнес) |
||
1 |
Люди, которые могут качественно воплотить имеющиеся идеи |
81,82% |
2-3 |
Новые идеи |
9,09% |
2-3 |
Деньги, материальные ресурсы |
9,09% |
4 |
Поддержка государства |
0,00% |
Привлечение финансирования: потребности, возможности, источники
По оценкам респондентов, в большинстве случаев их компании не планируют проводить денежные заимствования: такой ответ дали 64,86% опрошенных. В то же время 27,27% респондентов из крупных и средних компаний ответили на вопрос о возможности привлечения заемного финансирования утвердительно.
Заимствования (все компании) |
||
1 |
Нет |
64,86% |
2 |
Мы еще не определились |
24,32% |
3 |
Да |
10,81% |
Заимствования (крупный и средний бизнес) |
||
1 |
Нет |
54,55% |
2 |
Да |
27,27% |
3 |
Мы еще не определились |
18,18% |
Большинство респондентов нейтрально оценивают возможности собственной компании по привлечению финансирования («не легко и не сложно»).
Легкость финансирования (все компании) |
||
1 |
Не легко и не сложно |
58,33% |
2 |
Сложно |
16,67% |
3 |
Легко |
12,50% |
4 |
Очень сложно |
8,33% |
5 |
Очень легко |
4,17% |
Наиболее вероятным источником заимствования для своей компании большинство респондентов (50%) видит российское частное финансирование.
Источники финансирования (все компании) |
||
1 |
Привлечение российского частного финансирования |
50,00% |
2 |
Публичное заимствование на российском рынке |
18,18% |
3-4 |
Привлечение зарубежного частного финансирования |
13,64% |
3-4 |
Иное |
13,64% |
5 |
Публичное заимствование на зарубежных рынках |
4,55% |
Ну и, наконец, ожидаемый рост собственного бизнеса в 2011 году
Большинство респондентов полагают, что темпы роста их бизнеса в текущем году составят 10-15% (так ответили 28,21% респондентов по всей выборке) или 20-30% (мнение 30,77% респондентов). При этом представители среднего и крупного бизнеса чаще всего отмечали вариант 10-15% — так ответили 45,45% опрошенных в этой группе, в то время как большинство представителей малого бизнеса сходится на сценарии роста бизнеса на 20-30%. Такое мнение озвучили 37,04% респондентов данной группы, а 18,52% малых предприятий ожидают роста бизнеса на 10-15%.
Рост бизнеса в 2011 (все компании) |
|
150-200% |
5,13% |
100% |
7,69% |
50-60% |
7,69% |
20-30% |
30,77% |
10-15% |
28,21% |
Менее 10% |
5,13% |
Меньше или равно 0% |
7,69% |
Не дали ответа |
7,69% |
Рост бизнеса в 2011 (крупный и средний бизнес) |
|
150-200% |
9,09% |
50-60% |
9,09% |
20-30% |
18,18% |
10-15% |
45,45% |
Менее 10% |
18,18% |
Рост бизнеса в 2011 (малый бизнес) |
|
150-200% |
3,70% |
100% |
11,11% |
50-60% |
7,41% |
20-30% |
37,04% |
10-15% |
18,52% |
Меньше или равно 0% |
11,11% |
Не дали ответа |
11,11% |
Эльдар Соколов
Источник: Sostav.ru