Россия нуждается в новом министерстве печати и массовых коммуникаций

Чиновников в стране становится всё больше и больше. За последние 10 лет по самым скромным экспертным оценкам их количество возросло на 30 процентов. И тема увеличения бюрократического аппарата, естественно, не популярна.

Но, тем не менее, я глубоко убеждён, что Россия нуждается в новом министерстве печати и массовых коммуникаций. И оно необходимо по одной простой причине: медиаотрасль страны, по сути, является бесхозной, не обеспеченной необходимой государственной поддержкой и под давлением ряда негативных факторов стагнирует.

В современную цифровую эпоху радикально меняется роль всех СМИ, происходит интенсивный процесс их конвергенции. Глобальная дигитализация всех каналов массовой информации требует выработки новой государственной политики в информационной среде, которую могло бы осуществлять новое министерство.

В настоящее время проблемы медиаотрасли в той или иной степени поделены между несколькими министерствами и подчинёнными им федеральными агентствами и службами. Существующая система государственного контроля и управления медиаотраслью громоздка, порождает дублирование и поэтому во многом неэффективна, а саморегулирования у нас не получается.

Фактическое прекращение деятельности газеты «Культура», неоднократные попытки уничтожения радиостанции «Культура» при полном равнодушии властных структур – это только маленький пример из нашей сферы.

Книготорговля и объекты прессы гибнут из-за безудержного роста арендной платы. Киоски прессы повсеместно уничтожаются региональными властями во многом потому, видимо, что взяток из них особо не выжмешь. Подписка разрушается из-за высоких цен и отсутствия необходимых льгот. Продаваемые тиражи газет, журналов и книг стремительно падают. Кадры для отрасли готовятся плохо и бессистемно, на уровне требований конца прошлого века. Торговые сети в формате гипер-  и супермаркетов облагают печать и мультимедийку такими же поборами, как и алкоголь, при этом бонусы и сроки выплат по продажам могут достигать неподъёмных параметров.

Мне представляется, что необходимо оставить существующим министерствам-кураторам их основные функции, а всю ответственность за создание и распространение контента, т.е. всю идеологию сконцентрировать в одних руках, но, естественно, без цензуры и без государственной диктатуры.

Уважаемое Минсвязи призвано заниматься развитием связи, телекоммуникаций как среды, электронным правительством, ГЛОНАССом и т.п. Минкульт мог бы отдать из-под своего крыла писателей, Минобразования – подготовку кадров для медиаотрасли, а Минторговли – поделиться сферой контроля за объектами, торгующими контентом на всех возможных носителях. Минэкономики и Минфин – разделить с новым министерством ответственность за поддержку и развитие медиаотрасли, включая льготы, налоги и другие преференции. Словом, нужен полноценный государственный орган с правом законодательной инициативы и активным влиянием на формирование госбюджета. Развитие Интернета и большой семьи мобильных устройств – это особая статья, требующая профессионального подхода не с точки зрения технологий, а с точки зрения усиливающейся мультимедийности СМИ.

Мне кажется, что наше медиасообщество могло бы дать много конкретных предложений в этом направлении. Можно было бы обсудить в открытой форме кандидатуру будущего министра в этой сфере. Это было бы особенно важно в свете предстоящей реорганизации кабинета министров и предстоящего формирования после президентских выборов Большого Правительства.

Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/45200.html)