Идёт война и с прессой, и с народом

Из выступления в Общественной палате главного редактора "Красноярского рабочего" Владимира Павловского: Мне понравились многие высказывания, прозвучавшие в ходе обсуждения доклада, но особо - фраза, произнесённая представителем ВЦИОМ. Я даже записал её: "Чтобы сэкономить время, я местную прессу вообще опущу".

Нас, действительно, постоянно пытаются опустить. Но местная пресса живёт и работает. В том числе - независимые газеты. Их гораздо больше, чем говорилось сегодня. Они есть в каждом регионе, нужно только обращать на них внимание. Можно, конечно, говорить только о проблемах создания Общественного телевидения, как это сделал уважаемый мною Михаил Федотов, но нельзя не замечать и наши проблемы.

Редакция "Красноярского рабочего" провела очередной опрос читателей газеты и посетителей своего сайта. Мы спросили, что является источником получения правдивой информации о деятельности власти. Ответы поступали на сайт и в виде СМС-сообщений. Подвели итоги, и вот что получилось.

30 процентов ответивших на вопрос назвали источником правдивой информации встречи с руководителями органов власти, 23 процента - независимые СМИ, 3 процента - сайты органов власти. И ни одного, подчеркиваю, - ни одного голоса не было отдано государственным СМИ. Их будто и нет. Но ещё более серьёзная цифра: 44 процента ответивших на вопрос считают, что наша власть по-прежнему закрыта от общества.

На этом фоне как-то странно выглядит позиция администрации Красноярского края, которая год назад официально объявила, что единое информационное пространство края представляют лишь 2 государственных телеканала, 1 государственная краевая газета и государственные же районные, городские СМИ. Остальные, надо понимать, чужаки на этом медийном поле. В том числе и наш "Красноярский рабочий", возникший в 1905 году - почти за тридцать лет до образования края.

Власть действительно считает своими только те газеты и журналы, которые может контролировать, как говориться, на все сто. Для них - все мыслимые и немыслимые преференции. Госгазета "Наш Красноярский край", учреждённая губернатором и Законодательным Собранием в пику "Красноярскому рабочему", выходит тиражом более 40 тысяч экземпляров. Для населения она - бесплатная, её пачками можно найти не только в подъездах, конторах, но и в кочегарках, на свалках. В краевом центре в первом полугодии 2011 года у этого издания было, не поверите, 89 реальных подписчиков. Но на издание и распространение "НКК" в нынешнем году выделено из бюджета более 35 миллионов рублей. Сегодня Владимир Сунгоркин сказал, что красноярская власть выделила на финансирование государственных СМИ 381 миллион рублей. Возможно, это так и есть. Но точных цифр, увы, не знает никто. Их трудно найти в бюджете. Поэтому и подсчёт у каждого разный.

Я вам назвал 35 миллионов - это только на одну газету. Понятно, что корм не в коня. Но власть и дальше не будет жалеть для подобных изданий бюджетных средств. И причина для меня абсолютно понятна. Их готовят к приватизации. К тому самому разгосударствлению, о котором заговорил было президент, и которое на самом деле не происходит.

Напротив, власть на местах ускоренно создаёт крупные государственные медиахолдинги. Наверное, для того, чтобы потом их быстро обанкротить - чтобы чиновники прибрали их к рукам. Сейчас газеты, обслуживающие власть, накачивают мускулы - получают хорошие помещения, обзаводятся современной техникой, закупают лучшую бумагу, всё шире используют полноцветную полиграфию, развивают интернет-сайты.

Это - информация для тех, кто говорит, что нельзя разгосударствление производить одним махом. Я же считаю, что не просто можно, но и необходимо. За так называемый переходный период придворная пресса будет усиливать своё присутствие на медиаполе, а независимые СМИ - хиреть, поскольку нас официально признают чужаками. Ну а дальше - по пословице: "Пока толстый сохнет, худой - сдохнет".

Стоны о районной прессе, которая якобы пропадёт, совершенно напрасны. Во многих городах и районах насчитывается уже не по одному СМИ. Почему же одни живут за собственный счёт, а другие поддерживает власть? Да и не секрет, что многие руководители районов просто мечтают о самостоятельной жизни, опека чиновников им надоела до одури.

Чем ещё страшна государственная пресса, так это тем, что она порождает коррупцию. Именно так - не помогает бороться с этим злом, а порождает. И не только в смысле замалчивания истинного положения дел в органах власти и запрета на критические публикации, откровенные письма читателей. Пора признаться честно: понятие "откат" напрямую касается и медийной сферы. От 10 до 30 процентов бюджетных средств, предназначенных для государственных газет, оседают не в редакционной кассе, а в карманах тех, кто эти средства распределяет и кто курирует прессу.

Совершенно не случайно рядом с госучреждениями, коими являются редакции государственных СМИ, возникают частные конторы. Вывеска вроде одна, но рекламные ручейки делятся. Часть денежных потоков идёт далеко не на финансирование газет. Только этим можно объяснить то, что чиновники высшего регионального уровня буквально заставляют рекламодателей публиковать платные объявления, сообщения только в тех СМИ, что при власти.

Этому способствует и законодательство, явно не проходившее антикоррупционную экспертизу. "Красноярский рабочий" уже лишился не одного миллиона, поскольку наложен строгий запрет на публикацию в нашей газете постановлений региональной энергетической комиссии, объявлений о продаже земельных долей и прочих. И это несмотря на то, что мы предлагали за публикацию гораздо меньшую цену, чем государственные СМИ.

Как проходят различные конкурсы в сфере СМИ, мы тоже знаем прекрасно. Испытали на собственной шкуре. В своё время "Красноярский рабочий" умудрился проиграть конкурс на публикацию официоза газете, редакция которой не выпустила ни одного номера, но уже поддерживалась администрацией. Исчезла эта газета так же внезапно, как и появилась, но цель достигнута - финансовый ресурс освоен.

А что происходит сейчас? Вот только название проводимого ежегодно открытого - подчёркиваю - конкурса среди СМИ: "Оказание услуг по опубликованию нормативно-правовых актов, официальных документов органов местного самоуправления г. Красноярска в газете "Городские новости". Чего стоит только цена контракта на 2011 год - почти 20 миллионов рублей!

На жалобу прокурору города пришёл ответ: "Опубликование правовых актов органов местного самоуправления Красноярска и оплата публикаций осуществляется в рамках контрактов, заключаемых на основании Федерального закона № 94... В 2010 году муниципальный контракт в результате открытого конкурса был заключён с победителем торгов - "Городскими новостями"... Оснований для мер прокурорского реагирования не имеется". И ещё добавлено для убедительности: в бюджете Красноярска средств на финансирование МП г. Красноярска "ИЦ "Городские новости" не предусмотрено.

Кстати, необходимость сохранить за органами власти право учреждать СМИ обычно объясняют необходимостью знакомить население с законами и прочими нормативными актами, касающимися прав и свобод человека, гражданина. Именно под это выделяют десятки миллионов рублей. Но вот факт, свидетельствующий об обмане налогоплательщиков.

Газета "Наш Красноярский край" выходит дважды в неделю тиражом, повторяю, более 40 тысяч экземпляров. Агитация и пропаганда славных свершений краевой власти оттуда так и прёт. А вот законов и постановлений в этих номерах почти нет. Нормативные акты, предназначенные для человека и гражданина, появляются во внеплановых выпусках, тираж которых едва превышает 5 тысяч экземпляров, и которые распространяются в основном среди депутатов и чиновников. Бесплатное распространение государственных и муниципальных газет - один из самых серьёзных факторов, мешающих формирования медиарынка. Каждому подписчику "Красноярского рабочего" нужно давать медаль за то, что он дважды в год приносит на почту по 700 рублей. Ведь можно совершенно бесплатно получать государственную газету, в которой публикуются не только материалы, что называется, "про власть", но и телепрограмма.

Второй фактор, сводящий региональную прессу на нет, - безобразная доставка подписных тиражей. "Почта России" сначала провела оптимизацию численности почтовых узлов, сократив их, наверное, на четверть. Теперь под видом модернизации внедряют передвижные почтовые отделения. Что это такое, объясню на примере посёлка Дивный Новосёловского района Красноярского края. Там недавно сократили единственного почтальона, и теперь письма и газеты возят 1 раз в неделю из соседнего Балахтинского района - за сотню километров. Неужели вы найдёте чудаков, которые будут при такой доставке выписывать прессу?

Ладно бы глубинка. В миллионном Красноярске во многих отделениях не заполнен штат почтальонов, поскольку столичное начальство положила им совсем мизерное жалование. Ежедневную газету даже в краевом центре разносят зачастую раз в неделю.

И при этом "Почта России" настойчиво ставит вопрос о том, чтобы редакции платили ей за доставку периодики до газетных узлов. Допустим, мы найдём деньги и заплатим. Только за что? За то, чтобы газеты пылились в этих самых узлах или отделениях?

У государства нет продуманной политики поддержки прессы. Чиновники даже не понимают сути вопроса и откровенно спрашивают: а зачем её поддерживать? Рынок на дворе, выживайте, мол, сами. В том-то и беда, что рынок в целом есть, а медиарынка - нет, его душат в самом зародыше, в том числе с помощью государственной прессы. Как сказал один мой коллега по редакции, продолжается необъявленная война между властью и независимой прессой. Кто победит в ней, догадаться нетрудно.

Источник: Красноярский рабочий