Однако российская розничная торговля стала, пожалуй, одним из тех редких сегментов, который действительно сумел использовать опыт предыдущих негативных экономических событий, совершив за время кризиса 2008–2009 годов заметный рывок и сформировав позиции для дальнейшего развития. В том числе ритейл, по сути, сумел застраховать себя на случай второй волны рецессии.
25-й кадр
Один из главных уроков, который удалось извлечь сетевым игрокам из предыдущего опыта, — это сохранение (в общей массе) рядового персонала. А именно — продавцов и кассиров. То есть тех самых «малозаметных» с высоты офисного взгляда сотрудников, с помощью которых товар и обращается в деньги.
Если рынок в целом переживал массовые сокращения, то ритейл «сжимался» более точечным образом. И это весьма позитивный факт. Ведь в прошлый раз болезнь массовых увольнений затронула и сетевую розницу, что потребовало в дальнейшем значительных инвестиций в рекрутинг и обучение.
Следует заметить, что как раз в разгар недавнего кризиса ритейлеры начали активно инвестировать в обучение и развитие персонала. Понятно, что масштабы этих вложений были все-таки «кризисными». Однако в относительном выражении такие ассигнования уменьшились не столь значительно, как другие статьи расходов. Иными словами, вместо того чтобы сокращать персонал, ведущие розничные компании начали работать над увеличением его эффективности.
Увольнения, конечно же, тоже были. Но прежде всего они коснулись малоэффективного балласта торговых предприятий и в большей степени офисных сотрудников. То есть как раз тех, кто прежде свысока поглядывал на продавцов и кассиров. Подверглась пересмотру и система премирования. Но в целом кадровая политика корректировалась чрезвычайно аккуратно. Вот почему в дальнейшем, когда ситуация начала выравниваться, российской рознице удалось избежать катастрофического дефицита кадров, с которым столкнулись компании из многих других сегментов экономики.
* * *
Полный текст читайте в мониторинге «Новости ритейла».
Мониторинг «Новости ритейла» - уникальный информационный продукт компании ЗАО «Консалт-Центр». Мониторинг издается для топ-менеджмента компаний медиа-рынка – дистрибуторов, издателей, представителей ритейла.
Мы постоянно следим за последними новостями, тенденциями и нововведениями в сегменте ритейла. Материалы для мониторинга предоставляются достоверными источниками (отечественная и зарубежная пресса, Internet-СМИ, специальные издания).
Каждый выпуск мониторинга содержит три информационных блока:
• Новости российского ритейла
• Новости зарубежного ритейла
• Факты и аналитика
Периодичность выхода мониторинга – 1 раз в неделю.
Посмотреть демо-версию мониторинга: http://konsult-center.ru/service/marketing/-q-q
Подписаться на мониторинг: retail@konsult-center.ru
Все предложения «Консалт-Центра»: www.konsult-center.ru
Контактное лицо: Жаткина Яна
Тел. 974-21-31, доб. 394.
Фраза о том, что любой кризис несет в себе позитивный потенциал для развития бизнеса, давно уже стала слишком расхожей. Тем более что в большинстве случаев эти слова так и оставались только словами. Иногда — просто утешительными.