На этой неделе разразился скандал в Санкт-Петербурге, где новая власть, видимо, расчищая наследие Матвиенко, решила в первую очередь сократить число киосков прессы в центре города. Смольный провёл в Заксобрании новый закон, согласно которому под снос попадают газетные киоски, стоящие ближе десяти метров от остановок общественного транспорта, ближе пятидесяти метров от станций метро, на центральных магистралях Петербурга, а также рядом со школами и госучреждениями. Это значит, что придется убирать несколько сотен газетных киосков по всему городу. «Уже сейчас торговых точек с прессой нет на Невском проспекте, - отмечает KP.RU. - Их убрали, когда приводили главную улицу города в порядок. Красивее, может, и стало, но вот удобнее - вряд ли».
Ещё более остро встала проблема с киосками во Владивостоке. Местные власти, готовясь к Тихоокеанскому саммиту-2012, включили весь свой административный ресурс для ликвидации около 400 объектов розничной торговли в городе. Не помогло ни вмешательство общественных структур, ни обращение в Генпрокуратуру. По заявлению руководителя приморского регионального отделения «Опора России» Игоря Савинова, «под кампанию по сносу киосков попали и те, кто выполнял все обязательства ( т.е. имели необходимые разрешения и платили налоги). Например, компания «Пресс-Экспресс», у которой киоски были вывезены с улицы Луговой и некоторых других мест, причем документы у компании были оформлены правильно».
Что там Питер и Владик! В Воронеже под предлогом подготовки к юбилею города решили убрать киоски прессы с центральных магистралей. Не лучше ситуация складывается и в Саратове. Здесь прошел круглый стол на тему: "Как жить по Конституции?", участники которого отметили, что «распространители прессы опасаются сворачивания бизнеса из-за городских властей, которые не продлевают сроки аренды земельных участков под киосками». Выступая на круглом столе, директор саратовской «Роспечати» Марат Верник заявил, что «в сфере распространения СМИ наблюдается «эпидемия» повсеместного сноса торговых объектов. Она началась в Москве и пошла по всей России». Круглый стол в здании местной редакции «КП» не только выявил противоречия в действиях городских властей, но и привёл к конкретным действиям: громким заявлениям и публикациям и, наконец, к необходимости объединиться в ассоциацию для защиты интересов издателей и распространителей, а в конечном счёте - граждан Саратова, имеющих конституционное право на свободный доступ к информации.
Примеров подобных «художеств» региональных властей по России множество. И невольно задаёшься вопросом: почему это киоски прессы стали предметом агрессии со стороны чиновников? Ответ на этот вопрос подсказала ситуация в городе Кемерово, где право на работу киоскам прессы необходимо подтверждать каждые три месяца. А что такое в нашей стране получать каждые три месяца разрешительную бумагу?! Представляете, какой коррупционный потенциал скрывается в этом механизме?? Именно поэтому на значительной части территории нашей страны самым слабым звеном в розничных сетях стала пресса. Из этого торгового объекта большие взятки не выжмешь, это вам не пиво или шаурма…
Россия по числу киосков прессы на душу населения в прошлом году отставала от Европы в 4 раза, Москва – в 3, Санкт-Петербург – в 3,5. У нас единственный регион, который соответствует европейским стандартам - это Липецкая область, где один торговый объект прессы приходится на тысячу жителей. Но этот пример лишь подтверждает общую кризисную ситуацию в стране. Печатная пресса чувствует себя всё хуже и хуже, её уничтожает не только налоговая удавка, но и чиновничий произвол.
В Саратове наконец-то осознали необходимость консолидации сил всего медиасобщества для противостояния произволу местных властей. Возможно, это начало нового революционного процесса в отрасли. Радует, что на прошлой неделе Общественная палата подняла эти же проблемы.
Мы много и часто говорим о борьбе с коррупцией, о противодействии ОРЗ, т.е. Откату, Распилу, Заносу, но практически не поднимаем тему коррупционных явлений в медиаотрасли. Говоря о демократическом развитии страны, мы почти не затрагиваем тему развития механизмов гражданского общества в нашем медиасообществе. Отсюда - появление в бюджетах разного уровня бесконтрольно растущих статей на финансирование СМИ. А в этой сфере откаты по объёму не меньше, чем, напрмер, в госфинансировании киноиндустрии. Всё, что испытывают на себе российские предприниматели, когда их бизнес кошмарят все, кому не лень, в полной мере относится к медиабизнесу. Причём кошмарят и по-крупному, и по-мелкому. По-крупному – это масштаб Навального, а по-мелкому – это когда полицейский подходит к киоску прессы и бесплатно забирает себе в пользование понравившееся ему издание.
Впрочем, интерес к печатному слову падает, а к шаурме растёт. Поэтому киосков прессы в стране делается всё меньше и меньше.
Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/45435.html)