Обещанного переформатирования сети так и не произошло, а у большинства книжных магазинов сегодня нет других вариантов для выживания кроме как изменение модели работы.
Сложные времена для книжной отрасли наступили несколько лет назад. И становится только хуже. На мировом рынке в этом году обанкротилась вторая по величине сеть Borders. Из гигантов осталась только американская Barnes & Noble, отличавшаяся от своего конкурента тем, что очень активно занималась интернет-продажами и электронными книгами. Вот и удержалась на плаву, оставшись мировым лидером (и с большим отрывом!) по торговле книгами.
В России, очевидно, количество книжных магазинов будет сокращаться. Скоро мы упадем ниже уровня 1913 года. С показателем около 3500 магазинов мы уже где-то рядом. Конечно, произойдет малое замещение: что-то откроем мы (объединение «Буквоед – Новый книжный»), что-то – сеть «Буква», торгующая ассортиментом издательства «АСТ». Но других компаний федерального уровня с положительной динамикой роста сети просто нет. Вероятность появления нового оператора близка к нулю, ведь книжная сеть – сложный бизнес с организационной и с кадровой точки зрения, отличающийся крайне низким уровнем рентабельности. Она даже до кризиса составляла в среднем около 3% по чистой прибыли. И, как показал случай с «Топ-книгой», даже за них надо побороться.
Из года в год из книжных магазинов уходят клиенты. Уровень их оттока превышает уровень инфляционного роста стоимости книг. Дальнейший сценарий предугадать легко: тиражи книг будут сокращаться при том, что в среднем они и так уже упали до 6500 экземпляров. А чем ниже тираж, тем выше стоимость книги. В итоге сокращение магазинов увеличивает цены. Самое грустное, что оно снижает и число читателей.
Конечно, есть теория, что смерть книжной розницы никак не повлияет на уровень чтения. Ряд «экспертов» утверждают, что книгу способны полностью заместить электронные тексты. Но мы неоднократно наблюдали обратное. Если в городе с населением в 50 000 человек закрывается единственный книжный магазин, то все его жители начинают меньше читать. И дело тут даже не в вопросе доступа в интернет или привычке читать с бумаги. Если открыть магазин в спальном районе или маленьком городе, его жители начинают регулярно покупать книги просто потому, что они становятся им доступны. Ведь если у вас во дворе откроется театр с хорошим репертуаром, вы же наверняка будете туда время от времени заходить, даже если до этого и не были театралом. А ассортимент книжного магазина всегда вызывает положительное восприятие.
Глобальная проблема – отсутствие книги в медийном поле. Потенциальному читателю неоткуда узнать о книжных новинках, современных писателях. Единственным источником информации становится место торговли книгами – магазин. Сравните книгу с бутылкой водки. В России доступность водки измеряется 5 минутами ходьбы; цена низкая, водку рекламируют, о ней шутят, пишут статьи и, в конце концов, борются с алкоголизмом на государственные деньги. У книги нет ни развитой инфраструктуры, ни медийного поля, ни государственной поддержки. Книжные магазины сегодня платят коммерческую аренду, то есть конкурируют за помещения в проходимых местах с одеждой, продуктами, банковской розницей, имея при этом несоизмеримо более низкую доходность.
Сегодня мы имеем дело с простой логикой: если у вас нет денег, идите на обочину бизнес-истории. Однако чтение – развитие интеллектуального уровня нации, и его можно и нужно поддержать. Мы понимаем, что льготная аренда – счастье недоступное. Но развитие хотя бы медийного поля и пропаганда чтения могли бы изменить ситуацию в лучшую сторону.
В любом случае, книжной рознице придется учиться работать на снижающемся рынке до тех пор, пока она не нащупает новую модель своего существования. Мы эту модель связываем с концепцией магазина-клуба – книжный магазин с кофейней, сценой, детской площадкой, круглосуточным режимом работы и ежедневной программой мероприятий со свободным доступом. То есть мы видим будущее книжного магазина как культурного центра для проведения досуга, где формируется интерес к книге, культуре. Конечно, для этой модели нужно еще больше ресурсов: одно дело, когда у тебя только 150 000 наименований книг, а другое – когда к ним добавляются 150 мероприятий в месяц. Нужно создать новое подразделение, творческий менеджмент. Поэтому, хотя этот формат нов и интересен, применим он пока далеко не везде.
Денис Котов
Источник: Slon.ru
На днях произошло событие, неизбежность которого была очевидна в течение всего года – крупнейший российский книжный ритейлер «Топ-книга» признан банкротом.