Предложения АРПП по совершенствованию подписки на газеты и журналы через "Почту России"

Выступление председателя правления АРПП А.В. Оськина на совещании по проблемам развития “Почты России” (г.Тихвин, Ленинградская обл.)

Распространение газет и журналов по подписке, являясь важным элементом всей системы распространения периодической печатной продукции, играет значительную роль в осуществлении государственной политики по поддержке средств массовой информации, в обеспечении конституционного права граждан на получение достоверной информации.

Представители ведущих издательских и распространительских организаций России декларируют свою приверженность дальнейшему внедрению рыночных механизмов распространения в сфере подписки на периодические печатные издания с последующей возможностью регулирования возникающих при этом как общественных, так и экономических отношений.

Уровень подписки в России существенно ниже, чем в ряде зарубежных стран. Так, в Китае  на долю подписки приходится более  90% всех распространяемых тиражей, в Канаде – 88%, в Финляндии – 86%, в США – 85%, а в России – менее 30%.

Кроме того, на протяжении последних лет наблюдается сокращение подписных тиражей, в среднем на 1-2% каждое полугодие.

На российский рынок подписки оказывает влияние целый ряд негативных факторов:

1.    Падение покупательского спроса на печатную продукцию
2.    Падение интереса к чтению у молодежи
3.    Изменения привычек медиа-потребления россиян
4.    Сокращение населения России, которое традиционно подписывались на периодические издания
5.    Длительные сроки доставки изданий подписчикам
6.    Высокая цена на подписные издания (зачастую подписные цены выше, чем в рознице)
7.    Высокая стоимость доставки, особенно курьерской
8.    Неудобство оформления подписки. Так, на зарубежных рынках большая часть подписок реализуется через интернет
через специализированные ресурсы, позволяющие максимально быстро и удобно оформить заказ на любое издание.  В России же в 90-е годы институт подписки понёс серьёзные потери. Выросло целое поколение читателей не знакомых с услугой подписки, не готовых пользоваться ею. Сейчас Почта России проводит рекламную кампанию на радио и телевидении как раз на тему подписки. Основное сообщение рекламной кампании – информирование, что есть такая возможность заказать издание с получением его по домашнему или служебному  адресу. Т.е. они пытаются просветить население о существовании подписки вообще, как таковой.

Важной составляющей для сохранения и развития института подписки является работа Почты России. Почта России переживает реорганизацию, в ходе которой происходит укрупнение почтамтов, сокращение времени работы отделений почтовой связи, перевод ОПС в более низкий класс, сокращение численности почтовых сотрудников, наблюдается текучесть кадров. Все перечисленные изменения  негативно сказываются на оказании услуги по приему подписки и доставке изданий.

Также немаловажную роль играет стоимость доставки подписных изданий. Тарифы на доставку печатной продукции от газетных узлов до подписчиков не менялись со 2-го полугодия 2008 года за счёт выделяемых дотаций. Тарифы на магистральную перевозку печатной продукции по карточной системе доставки за период с 2007г. по 2011г. суммарно выросли на 73% за доставку наземным транспортом и на 26% - авиа-транспортом.

Тарифы на доставку по адресной системе за последние два года увеличились на 12%.

Основные претензии к качеству магистральной перевозки печатной продукции через ФГУП «Почта России» связаны:

- со сроками доставки печатной продукции. Сложные схемы экспедирования, включающие много участков дополнительной сортировки, увеличивают время на доставку изданий до подписчиков. Например, доставка тиражей по Москве через 14 цех Моспочтамта и межрайонные почтамты до почтовых отделений.
- с потерями изданий на этапе доставки, что приводит к тому, что подписчики получают издания со значительной задержкой, из-за повторной дозакупки и отправки.

Если обратиться к зарубежному опыту по поддержке рынка подписки, то государственные субсидии на распространение прессы – основа государственной информационной политики в большинстве цивилизованных стран мира. Один из самых главных факторов того, что подписка так популярна в таких странах, как Канада, США и др., заключается в том, что она стоит гораздо дешевле розничного варианта. И в первую очередь потому, что доставку оплачивает либо издатель, либо государство – читатель платит только за само издание.

В странах Западной Европы субсидии СМИ, в том числе для установления льготных тарифов на услуги почты, считаются основой обеспечения конституционного права граждан на доступ к информации. Европейские экономисты неоднократно делали обоснования такой политики. Например, согласно современному исследованию финских экономистов, прекращение государственных субсидий приведет к исчезновению половины СМИ Финляндии. Субсидии с целью предоставления СМИ льготных расценок на почтовые услуги признаются наиболее эффективным средством поддержки прессы в Австрии, Великобритании, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции и ряде других европейских стран.

Наряду с почтовыми субсидиями, государство в этих странах прибегает и к иным формам поддержки прессы: от прямых дотаций до снижения для СМИ налога на добавленную стоимость.

В Германии стоимость доставки еженедельной газеты составляет 5,76 евро за полугодие,в то время как стоимость доставки другой корреспонденции (не периодика) составляет 24 евро при той же периодичности доставки. Разницу между тарифами дотирует государство.

Во Франции с наступлением финансового кризиса правительством было принято решение о замораживание почтовых тарифов для прессы. Прибыль, которую по этой инициативе теряла французская почта,  компенсировалась государством. Ежегодно на дотацию доставки периодики выделяется до 500 млн евро. Таким образом поддерживаются относительно невысокие цены на подписку и высокие тиражи изданий, а государства поддерживают права гражданна получение информации.

Главным шагом в направлении повышения социальной роли института подписки должен стать комплекс мер по снижению конечных подписных цен, обеспечению безусловной сохранности изданий на пути от типографии до подписчика. Необходимо добиваться снижения сроков доставки подписных изданий потребителям за счёт оптимизации логистики, расширения курьерской доставки, предварительного информирования подписчиков о поступивших тиражах и изданиях через Интернет, телефонные справочные бюро подписчиков и др.

Анализ показывает, что применяемая в настоящее время система подписки морально устарела. В связи с этим назрела потребность внедрения на рынке подписки новых форм, соответствующих мировым стандартам. Одним из таких нововведений могут стать  современные результативные маркетинговые инструменты, ведущие к росту подписных тиражей.  

В целях сохранения и модернизации института подписки  на периодику в Российской Федерации АРПП считает необходимым осуществить следующие меры:

Предпринять шаги по снижению налоговой нагрузки на все операции по дистрибуции прессы по подписке путем распространения льготной ставки НДС в размере 10 процентов.

Ввести отдельный льготный почтовый тариф на пересылку печатной продукции  потребителям услуг «адресной» подписки.

Стандартизировать формы отношений  распространителей прессы и организаций, проводящих тендеры на поставки периодических печатных изданий (выработка предложений по внесению изменений и дополнений в ФЗ№94). Необходимо внести дополнения в положения, ужесточающие требования к поставщикам государственных закупок, участвующих в аукционах и тендерах.

Кроме того, АРПП выступила с инициативой о создании целевой программы “Подписка для молодёжи”, при которой государство будет оплачивать доставку прессы для молодых людей достигших 18-летнего возраста, а издатели будут предоставлять свои издания бесплатно (опыт Франции).

Учитывая, что подписка для многих жителей страны является единственным способом получения информации, необходимо придать подписке статус социально значимой услуги, т.е. обеспечить доступность получения печатных СМИ населением по подписке.

Осуществление указанных мер позволит радикально улучшить положение дел на рынке подписки на газеты и журналы и обеспечить более эффективную информационную работу с молодёжью и населением в целом.

Также хорошую перспективу имеют развитие продаж книг через отделения почтовой связи. В настоящее время этот сегмент находится в крайне слабом положении с оборотом по всей стране около 2 млн. руб. в месяц. Надо общими усилиями дать этому направлению мощный импульс в развитии.