В Москве аукционы на право уличной торговли будут более строгими

Долгое время сфера уличной торговли в Москве представляла собой структуру с неясными законами. Заправляли всем чиновники префектур, от их решений зависела работа предпринимателей. Изменения начались сразу после прихода Сергея Собянина на пост мэра Москвы. Сходу решить все проблемы руководству города не удалось. Но уже сейчас власти отчитываются, что ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону.

До 2011 года разрешения на уличную торговлю выдавались на основании проводимых префектурами конкурсов. Требования к соискателям и критерии выбора победителя чиновники формировали сами.

— К нам постоянно поступали жалобы на необоснованные отказы в допуске к конкурсам и необъективную оценку заявок, — говорит руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве Владимир Ефимов. — Мы возбуждали дела о нарушении закона о защите конкуренции. Впрочем, вмешаться ФАС может далеко не всегда. Допустим, члены комиссии делают выбор в чью-то пользу на основании того, что им понравился дизайн торгового ларька, а это является субъективной оценкой конкретных людей, и у нас нет полномочий вмешиваться.

Первым шагом по реформированию системы стало введение единых максимально объективных критериев в конкурсах. Оценивалось количество рабочих мест, уровень оборудования, архитектурный облик. Но окончательное решение все равно принимали комиссии в префектурах.

В июле 2011 года право на уличную торговлю начало разыгрываться на аукционах. Основной критерий участия — наличие документов, разрешающих заниматься предпринимательской деятельностью. В результате был полностью исключен субъективизм чиновников, а процедура стала абсолютно доступной для всех желающих. Кроме того, город начал заключать контракт с предпринимателем на три года (раньше разрешение давали на год). Правда, на первых пробных аукционах не обошлось без накладок.

— Поскольку стартовые цены начинались с нескольких десятков тысяч рублей, а задаток составлял 5% от первоначальной цены, в некоторых случаях мы столкнулись с рейдерами, которые на торгах начали сильно повышать ставки, — рассказывает Ефимов. — По некоторым объектам цена доходила до десятков миллионов рублей. При этом иногда победители предлагали за определенную сумму уступить победу конкурентам, так как их потери в этом случае составляли всего несколько тысяч рублей! По данным фактам нами возбуждено дело по признакам сговора на торгах. Если факт подтвердится — участникам сговора грозят штрафы, а должностным лицам — уголовная ответственность.

Когда стало понятно, что первоначальная схема аукционов слишком уязвима, ее начали пересматривать. Буквально через несколько недель власти ужесточили правила. Главным стало увеличение размера залога. Сумму сделали фиксированной. Теперь стартовый взнос колеблется от 50 до 500 тысяч. Вилка зависит от места и цели торговли. Если речь идет о ремонте обуви, то берется минималка, цветы же или фастфуд оцениваются по максимуму.

— После изменений количество нарушений резко сократилось, так как срывать торги стало дорого, — говорит глава УФАС. — На сегодня большая часть торговых мест уже разыграна. При этом всего 1–2% лотов можно отнести к проблемным. На этих аукционах, как правило, практически не было роста, реже он был слишком велик. Каждый такой факт мы рассматриваем отдельно на предмет наличия признаков сговора. Все аукционы, которые прошли с нарушениями, мы отменим! Торги временно приостановлены — до конца года правительство Москвы планирует предусмотреть дополнительные экономические способы защиты от сговоров.

В частности, предполагается предусмотреть формирование стартовых цен на основании средней цены, полученной по результатам уже состоявшихся аукционов. Раньше разрешения официально выдавались бесплатно. Не исключено, что те средства, который сейчас идут в бюджет, а это более 2 млрд. рублей, в прошлые годы оседали в карманах чиновников.

Другое готовящееся нововведение — ответственность не только победителя аукциона, но и участника, занявшего второе место. Сейчас только тот, кто выиграл торги, но не захотел воспользоваться возможностью, теряет залог. Теперь же и второе место будет лишаться взноса в случае отказа. Если такая ситуация случится — лот разыграют заново. Это позволит пресечь почти любую преступную схему.

— Планируется также предусмотреть возможность проведения электронных аукционов, — говорит г-н Ефимов. — Тогда возможность сговора будет практически исключена. Если сейчас коммерсанты видят друг друга до и во время аукциона и могут договориться, то торги через Сеть идут для участников анонимно.

Важно отметить, что предоставление права на мелкорозничную торговлю на аукционах позволило создать равные условия для всех предпринимателей города.

Источник: Московский Комсомолец