Основная цель этого института – создание честных правил игры на рынке газет и журналов. Основное правило – добросовестная конкуренция, при которой талантливые журналисты и редакторы завоевывают аудиторию, растет тираж, и соответственно увеличивается рекламный доход. При этом слабые издания теряют читателей, у них падают тиражи, рекламные доходы и они в конечном итоге уходят с рынка.
Основной закон «правильного» рынка – связь между тиражом издания и его доходом, зависимость кошелька журналиста от аудитории. Это и есть формула свободы прессы. Тиражные вруны эту формулу уничтожают. Они пишут в своих выходных данных тиражи в несколько раз больше реальных и благодаря этому незаслуженно процветают, отнимая деньги у честных и талантливых издателей.
Врун российский, глянцевый и непуганый: ELLE, MAXIM, ЛИЗА, PLAYBOY, ДАША и другие…
Россия – несомненный мировой лидер по части тиражного вранья. Наибольшая концентрация этого зла сосредоточена в мире российских глянцевых журналов. Национальная тиражная служба регулярно публикует «черные списки», в которые входит около 200 общероссийских глянцевых тиражных врунов. Среди них почти все журналы знаменитого издательского дома БУРДА, журналы ELLE, MARIE CLAIRE и другие издательского дома АФС и т.д. Недавно к борьбе с тиражными врунами подключилась Федеральная антимонопольная служба. По нашему обращению возбуждено административное дело против журнала ELLE, завышающего тиражи более чем в 2 раза. Тиражный врун получил соответствующее предписание и будет оштрафован. Среди российских изданий есть настоящие рекордсмены по части недобросовестной конкуренции. Например, журнал БОЛЬШОЙ СПОРТ ИД «Юнимедиа» завышает тираж более чем в 44 раза, ПАПАРАЦЦИ – в 17 раз. Для таких чемпионов мы учредили премию имени барона Мюнгхаузена.
Врун зарубежный, застенчивый: WALL STREET JOURNAL и другие…
На фоне таких отечественных рекордов как-то даже неловко читать о шумных тиражных скандалах за рубежом. Тамошние тиражные вруны все какие-то зашуганные и застенчивые. WALL STREET JOURNAL из империи Мердока для обмана рекламодателей придумывает хитрую схему: скупает часть тиража у самой себя через подставную фирму и затем бесплатно раздает студентам. Несколько лет назад подобный трюк проделала гонконгская THE STEANDART. Суд назначил троим тиражным врунам тюремные сроки по 4-6 месяцев. Умеренность и «скромность» зарубежных тиражных врунов можно понять. Во-первых, за бугром подобное поведение это все-таки позорное исключение, а во-вторых, за такие «шалости» бьют весьма больно. Американских издателей газет NEWSDAYи HOY, которые завышали свои тиражи, суд приговорил к выплате рекламодателям около 100 млн долларов, а девяти менеджерам, виновным в тиражном вранье, назначил тюремные сроки, слава Богу, условные.
Особым курьезом (естественно в сравнении с российскими реалиями) выглядит эпизод с газетой DALLAS MORNING NEWS, которая в 2003 году завышала тиражи в среднем на 1,5% (вот ведь убогие!), а в выходные дни на целых 5%. И из-за этой мелочи вынуждена была заплатить рекламодателям 23 миллиона долларов. Нет все-таки у этих американцев и европейцев нашего российского размаха! Их врун по сравнению с нашим, что плотник супротив столяра.
Врун челябинский, совершенно бесплатный.
Челябинские формы тиражного вранья довольно безыскусны, хотя и многообразны. Остановлюсь на самой простой – на вранье бесплатных газет. Есть в Челябинске газета МЕТРО. Тираж в выходных данных 310 тысяч экземпляров. Распространяется бесплатно в основном по почтовым ящикам. Всего в Челябинске этих самых ящиков 361 640. Это если считать ветхоаварийное и малоэтажное жилье. Максимальный тираж бесплатников, который можно распространить по почтовым ящикам считается не более 300 тысяч. Мы опросили выборочно 100 челябинцев, живущих в разных районах города на предмет получения газеты МЕТРО. Из 100 только 6 человек иногда получают газету и двое с трудом вспомнили, что где-то видели это издание. Мы поздравляем газету МЕТРО соврамши и надеемся, что к этому поздравлению присоединится Управление ФАС по Челябинской области, куда мы направили обращение по факту нарушения добросовестной конкуренции.
Вред, который приносят тиражные вруны рынку многообразен. Они бросают тень на добросовестных издателей. В Челябинской области кроме упомянутой газеты МЕТРО выходит издание МЕТРО-74, которое распространяется по городам и районам. Несмотря на сходство названий, это издание может служить примером добросовестной конкуренции. МЕТРО-74, так же как другие ведущие издания Челябинской области, такие как газеты ИД «ГУБЕРНИЯ», журналы ИД «ПАРАМОН» и ИД «АБАК-ПРЕСС» и многие другие сертифицируют свои тиражи в Национальной тиражной службе, у истоков которой наряду с общероссийскими изданиями стоял и ЧЕЛЯБИНСКИЙ РАБОЧИЙ.
Основой любого рынка является доверие. Если издатель обманывает рекламодателя, завышая тираж, то почему читатель должен верить тем словам, которые напечатаны на страницах такого издания? Цель Индустриального комитета прессы, который соберется 22 ноября в Челябинске, вернуть доверие на рынок прессы. Для этого нужен институт репутации издателя, без которого рынок не действует.
Игорь Яковенко,
генеральный директор Национальной тиражной службы
Источник: PlanetaSMI.RU
Игорь Яковенко: Тиражное вранье в Челябинске, в России и в мире. Сравнительный анализ
22 ноября в Челябинске состоится второе заседание Индустриального комитета прессы, созданного по инициативе Национальной тиражной службы.