Эти данные горячо обсуждали участники VII ежегодного профессионального форума "Издательский бизнес-2011 / Publishing Expo".
"Размещать рекламу в газете - это эффективно, - уверен генеральный директор WAN-IFRA Кристофер Рисс. - Однако люди тратят на Интернет все больше времени. Эта тенденция важна в первую очередь для печатных СМИ, которым нужно развивать электронные версии. Не опоздайте на этот поезд и развивайте это направление".
Согласно исследованию компании "TNS Россия" 60% населения России заходят в Интернет хотя бы раз в месяц, а общее время, которое человек проводит в Интернете, значительно больше, чем то, что он тратит на чтение печатных СМИ. Вместе с этим Интернет активно завоевывает рынок рекламы.
Однако, по наблюдениям Михаила Райбмана, директора по работе с рекламными агентствами компании "TNS Россия", читатели печатных СМИ и электронных версий преследуют разные цели, когда берут в руки то или иное издание. Газеты читают для того, чтобы быть в курсе событий. А Интернет больше похож на журнальные издания, потому что там можно найти советы по отдыху и развлечениям, а также информацию для самообразования и саморазвития.
"Рост доходов от рекламы в Интернете может стать хорошим аргументом для газет, которые стремятся привлечь новых рекламодателей, - считает Кристофер Рисс. - Правда, основную часть доходов в ближайшие 3-5 лет будут приносить издательским домам печатные СМИ, а не электронные. Часть этих средств следует вложить в развитие электронных СМИ. Это инвестиция в будущее, которая со временем даст хороший результат".
Развивая электронные версии, ежедневные печатные СМИ смогут расширить аудиторию за счет молодых читателей. "Для ежедневных электронных версий изданий более характерна молодежная аудитория. Традиционную прессу читают люди более старшего возраста, - говорит Михаил Райбман. - Для еженедельных изданий различия не столь существенные. Исключение составляет лишь группа женщин в возрасте 45-54 лет, которая предпочитает бумажные версии газет и журналов. Средняя месячная аудитория онлайн-версий ежемесячных изданий не сильно отличается по своему возрастному составу от читателей традиционной прессы. Аудитория онлайн-версий по количеству приближается к офлайн-версиям тех же изданий. Это характерно как для ежедневных, так и для еженедельных изданий. Это хорошая тенденция, если вы продаете обе версии как единый пакет".
Многие издатели - участники форума сходятся во мнении, что без выхода на мобильные платформы аудиторию сложно расширить. Когда издатель собирается выйти на мобильный рынок, у него возникает много вопросов. Например, каким должно быть мобильное приложение? Должно ли оно копировать сайт, который постоянно обновляется в режиме онлайн, или оно должно выдавать за определенный период времени пакет материалов, т.е. цифровую газету? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет.
"Издателю не нужно вникать во все тонкости создания мобильной платформы, а нужно понимать, какие преимущества дает данная технология, - советует заместитель издателя по маркетингу Russia beyond the headlines Ольга Иванова. - Нужно разрушать собственные шаблоны. Первые автомобили, которые сделал Генри Форд, выглядели как кареты без лошадей. Первое iPad-приложение выглядело как газета без бумаги. Но платформа более гибкая, у нее есть много возможностей, которые следует использовать, а не делать карету без лошадей".
Те, кто уже позаботились о создании мобильного приложения к своему изданию, знают, что планшет - это особая платформа, и к ней нужен особый подход. Несмотря на то что многие видят планшет как мобильную версию веб-сайта, индустрия склоняется к мнению, что это больше газета или журнал. На базе этой тенденции издатели пытаются решить, каким образом верстать мобильные версии так, чтобы они были больше похожи на печатные издания.
Создатели мобильных приложений для планшетов говорят о том, что пользователи iPad любят читать длинные материалы и делиться впечатлениями о прочитанном. Для того чтобы людям было удобно читать материалы на мобильном устройстве, необходимо подумать о таких элементарных вещах, как функция увеличения шрифта, а также приближенность навигации к печатной версии издания, потому что это то, к чему пользователи уже привыкли. К тому же в этом случае не возникнет проблем с тем, как пользоваться новым устройством, оно уже будет понятным. "Те, у кого есть iPad, знают, что смотреть на нем фотографии - одно удовольствие, - уверена Ольга Иванова. - Поэтому если в газете мы можем поставить только одну фотографию, то на мобильном устройстве мы можем показать столько фотографий, сколько посчитаем необходимым. Приложение - это продукт, который пользователи хотят смотреть, трогать и слушать. Этими принципами необходимо руководствоваться, когда вы планируете дизайн своего будущего приложения".
Кроме того, эксперты советуют подумать о достаточном количестве интерактивных функций, чтобы предоставить продвинутым пользователям приложения с возможностью развлечения. В любой аудитории есть существенный сегмент, для которого недостаточно только чтения или просмотра фотографий. Им нужны "фишки".
Источник: Российская Бизнес-газета
Эксперты: Развитие печатной прессы невозможно без выхода на мобильные платформы
В России доходы от рекламы в печатных СМИ существенно выше, чем от рекламы в их интернет-версиях. Таковы данные Всемирной газетной и информационно-издательской ассоциации (WAN-IFRA).