Так, в частности, Медведев признал: «Я сейчас стал газеты снова более активно читать за счёт того, что мне их стали присылать в электронной форме, но они полностью воспроизводят печатную форму. Она грузится, быстро всё, и ты листаешь – очень удобно…Поэтому всё-таки позволю сказать, что, мне кажется, за этим в значительной мере будущее. Но это не значит, что газета в традиционной форме отомрёт. Нет, конечно. И во многих странах параллельно сосуществуют эти два мира».
Однако далее несколько тезисов президента ввергли меня в изумление, потому что в устах главы государства подобные высказывания носят чрезвычайно серьезный характер и, как правило, вызывают серьезные последствия. Это касается Почты России. До этого момента в отечественной медиаотрасли о Почте не высказался только ленивый. Естественно, высказывания носили полярный характер. Но большинство издателей, подписных агентств, распространителей прессы склонялись к позиции, что Почта России является стратегическим ресурсом страны, ей в современных условиях приходится очень туго, Почте надо меняться, улучшаться, Почте надо помогать. А вот цитата из стенограммы: «Почта России» – это, конечно, не сообщество злодеев и не люди, которые зарабатывают гигантские деньги на крови наших изданий, газет. Но, конечно, за последнее время в «Почте России» происходили разнонаправленные тенденции... За последнее время, если говорить о тарифе для граждан, он не увеличился, по-моему, с 2008 года он стабильный, тем не менее, для самой газеты, для издательств этот тариф вырос, по-моему, процентов на 70 только за последний год».
Несколько слов о цифрах из цитаты. Утверждение, что почтовые тарифы для издателей, связанные с подпиской газеты и журналы (оплата магистральных перевозок), выросли за последний год на 70%, мягко говоря, не соответствует действительности. А действительность следующая. В 2010 году Почта увеличила тариф на так называемую магистральную перевозку на 15%, в 2011 – на 17%. Для справки: тарифы РЖД на перевозку грузов за последние 5 лет выросли на 78%. Кроме того, в 2011 году (с 1 июля) был также увеличен на 20% почтовый тариф на сортировку печатной продукции, и то не для всех. Таким образом, рост тарифного бремени для издателей в прошлом году составил 15%, а в этом году для части издателей – 17%, для остальных – 37%.
Эти сведения я легко получил в Почте России, они не являются служебной тайной и уж конечно доступны для экспертов, готовящих материалы для президента РФ. Полагаю, что главу государства ввели в заблуждение, исказив реальные факты. Это же можно сказать и о фразе, что «Почта России – это не сообщество злодеев». Значит, кто-то ранее навязывал президенту такую мысль?! Наше государство, действительно, субсидирует подписку на газеты и журналы, т.е. доставку изданий до подписчика, в размере около 3.2 млрд. рублей в год, что в пересчёте на душу населения составляет 22 рубля или 0.5 евро. Но эта сумма для нашей страны крайне недостаточна. Она позволяет сдерживать рост подписных тарифов для граждан последние несколько лет, но, тем не менее, покрывает издержки Почты только на три четверти, делая эту услугу для почтового предприятия в целом убыточной.
Надо признать, что во многих странах мира существует прямая государственная поддержка национальному институту подписки. Так например, прямые госсубсидии, льготные почтовые тарифы, льготная подписка для отдельных категорий населения есть во Франции, Германии, Великобритании, Швеции, Финляндии, Норвегии, Швейцарии, в других странах. На душу населения объём госсубсидий в Германии составляет 94,4 евро, во Франции – 61,5, в Финляндии – 130,6 евро.
Из приведенных выше данных легко понять, что затраты России на поддержку института подписки несравнимо меньше, чем в других странах. Может, поэтому подписка составляет в США 87% тиражей, в Финляндии – 86%, В Китае – 90% от всех издаваемых в стране тиражей. Кстати, и налоги на эту сферу где 0%, где 7%. У нас НДС на подписку 18%. Может быть, и поэтому подписка через Почту России составляет менее 30% от всех тиражей газет и журналов в России и падает от полугодия к полугодию.
Вещи и факты очевидные, о которых много писалось в электронных и печатных СМИ. Но до президента эту информацию, к сожалению, не доводят. Доводят искаженную реальность, имеющую, на мой взгляд, два источника. Издатели газет, которые в условиях рыночной конкуренции не справляются с вызовами времени, хотят перейти к кому-нибудь на иждивение, то ли к Почте, то ли к подписным агентствам, то ли к государству. Но все эти институты не могут и не должны спасать умирающие издания, многие из которых утратили спрос у населения. Из 70 тысяч газет и журналов, зарегистрированных в России, на мой взгляд, должны остаться 10 или 15 тысяч, а со временем - и того меньше. Но правда и в другом, в том, что российские расстояния, тарифы на перевозку, железнодорожным, автомобильным и авиатранспортом стремительно растут, и стоимость доставки газет и журналов растет соответственно. И оплачивать эти транспортные затраты для газет и журналов должна не почта. Таким образом, первый источник негативной информации о Почте России - иждивенцы от издательского дела.
Второй источник негатива – глубже, это те, кто хотел бы разрушить нынешнюю концепцию развития Почты, войти в число будущих её акционеров – «спасителей». Это связано, наверное, с тем, что у почтового ведомства огромная недвижимость, 42 тысячи отделений связи по всей стране, привлекательные финансовые потоки и пр., и пр.
Я Почту России не идеализирую. Но я за государственный подход к этой системообразующей структуре. Я считаю, что Почта России призвана играть растущую роль в укреплении информационной безопасности нашей страны. Поэтому так важно, чтобы о проблемах этого ведомства руководству государства предоставлялась объективная и достоверная информация. Потому что в противном случае у меня лично возникает ощущение, что за дезинформацией главы государства стоит или непрофессионализм, или умысел. Хотелось бы верить, что непрофессионализм.
Источник: Блог Александра Оськина на сайте радиостанции "Эхо Москвы" (http://www.echo.msk.ru/blog/oskin/832491-echo/#comments)
Президента Медведева Д.А. ввели в заблуждение. Кто и для чего?
Президент впервые необычно широко затронул тему печатных СМИ в Башкирии 19 ноября на встрече с журналистами Приволжского ФО. Отталкиваясь от вопросов журналистов, он остановился на нескольких актуальных темах, видимо, подготовленных аппаратом. Поэтому первое мое впечатление по мере ознакомления со стенограммой было самое положительное и положительные моменты в речи президента я, безусловно, нашел.