Напомним, что в октябре 2010 года Сергей Собянин совершил свой первый городской объезд в качестве мэра Москвы. Ему тогда категорически не понравилась организация уличной торговли. Ларьки стояли на улицах без всякой системы. Каждая торговая точка была подключена к коммуникациям, как бог на душу положит. Провиcшие электрические кабели находились прямо над головами пешеходов. Мэр распорядился убрать все нарушения. Тогда по столице прокатилась первая волна чиновничьего усердия. Почти все торговые павильоны убрали, включая газетные киоски и билетные кассы. Позже часть ларьков вернулась.
Следующим этапом стала разработка четкой схемы по упорядочиванию уличной торговли, благо было что менять. Во-первых, раньше лицензия выдавалась сроком на год. Отозвать ее могли в любой момент. Причем сделать это имел право любой чиновник — начиная с работника управы и заканчивая сотрудником префектуры. Как следствие, коммерсанты не были заинтересованы в установке хороших палаток. Место можно было легко потерять. Во-вторых, в лицензии указывалась только зона для торговли. Конкретное место определял уже сам коммерсант. В-третьих, за подключение к электричеству и внешнее оформление тоже отвечал предприниматель. В этом город помощь не оказывал.
Ответом на сложившуюся систему стала разработка новой нормативной базы. Власти сформировали иную схему установки торговых павильонов. Москомархитектура создала дизайны для ларьков. Стиль подбирался так, чтобы объекты вписывались в архитектуру города. Но у медали, как водится, было две стороны.
Плюсы и минусы
В первую очередь решено было добавить на рынке уличной торговли стабильность. Теперь коммерсанты заключают с городом юридический договор сроком на три года. Расторгнуть этот документ гораздо сложнее, нежели старые разрешения. Как следствие, предприниматель уже может строить планы на несколько лет вперед.
Кроме этого город взял на себя обязательства по подготовке площадок для торговли. Последние гарантированно ничем не заняты, к ним уже подведено электричество. Проблема коммуникаций, кстати, долгое время была самой сложной. Предприниматель должен был отдать сетевой компании 700–800 тысяч за официальное подключение к электроэнергии. Сам торговый ларек стоил раза в два дешевле. По этой причине многие старались подвести свет нелегально. Теперь же коммерсант при наличии контракта в течение 10 дней делает все коммуникации. Это, так сказать, входит в стоимость услуг.
Так схема выглядит в теории. На практике же все выходит несколько иначе. Главным недостатком явилась спешка, в которой разрабатывались новые правила. Возьмем, к примеру, схему торговых зон. По бумагам в каком-нибудь месте значится пустая площадка без обременения. Чиновники с чистой совестью определяют ее под размещение ларьков. На деле же выясняется, что там находится какая-нибудь детская площадка. Как следствие, работникам управ буквально вручную приходится менять план расположения торговых павильонов. Одна зона разбивается на несколько маленьких, расположенных по соседству.
Стоит упомянуть и о самих конкурсах, на которых разыгрываются контракты. Сначала условия участия в аукционе сделали максимально доступными для всех. Увы, это привело к многочисленным махинациям. Рейдеры начали перекупать права на торговлю. В ответ власти изменили правила. Но мошенники быстро подстроились к новым условиям. Чиновники еще раз скорректировали аукционную документацию. Рейдерам и на это нашлось что ответить.
В общей сложности правила проведения торгов за небольшое время менялись три раза. Надо отдать должное чиновникам — они постоянно следят за тем, как проходит процедура, и затыкают выявленные дыры. Сейчас же аукционы прекращены до 7 декабря. Очевидно, власти в очередной раз думают, как оградиться от рейдеров и оставить только честных торговцев.
Выявилась и другая проблема. Для участия в торгах предпринимателю необходимо внести залог. Сумма требуется немаленькая. После проведения процедуры деньги должны быть возвращены вне зависимости от того, выиграл человек или проиграл. Сложность в том, что ждать средства порой приходится довольно долго. Коммерсантам это сильно мешает. Одни не могут использовать деньги для старта бизнеса, вторые не могут пустить сумму для залога в других аукционах. Эту заминку, впрочем, стоит отнести к неотработанности системы. В будущем, скорее всего, подобных проблем не останется.
Палатка ларьку не товарищ
Одной из мер по реформированию уличной торговли стало введение единообразия торговых павильонов. По поручению города Москомархитектура разработала четыре стандартных дизайна для ларьков: модерн, классика, современный, универсальный. Все ларьки в городе должны будут соответствовать этим образцам. Это должно отчасти поспособствовать наведению порядка. Плюс к этому новые палатки не будут выделяться на фоне остальной городской архитектуры.
Надо сказать, данная мера не всеми была воспринята однозначно. Дело в том, что те самые новоразработанные образцы мало отличаются от большинства уже существующих торговых павильонов. «Зачем одно менять на почти такое же?» — слышатся вопросы коммерсантов. Но даже не это стало основным объектом нареканий. Бизнесменам больше не понравилось то, что разработка Москомархитектуры мало учитывает особенности торговли разным продуктом (к примеру, фастфуд и цветы).
— Фактически придуман только дизайн, — говорит директор фирмы, производящей ларьки, Евгений Кобзарь. — Чертеж каждый завод разрабатывает самостоятельно. Конкретно в этом ничего плохого нет — у разных изготовителей свои технические решения и традиции. Другой вопрос, что палатками нового образца реально пользоваться невозможно. К примеру, стеклянную витрину дизайнеры опустили до самого асфальта. У нас не существует таких ровных площадок, чтобы это решение можно было использовать. На практике стекло тут же разобьется. Не предусмотрена регулировка павильона по горизонтали. Это значит, что работать в тех местах, где земля идет под уклон, будет нельзя.
По словам г-на Кобзаря, все недоделки Москомархитектуры легко решаемы. У производителей достаточно опыта, чтобы можно было оперативно внести все изменения. Другой вопрос — каждую новую деталь приходится отдельно согласовывать с чиновниками.
— Многие изготовители пока не хотят выходить на рынок, — рассказывает наш собеседник. — Торговцы требуют от них что-то, а они не могут им этого дать. Точнее, могут, но это потом не утвердят власти. Во всех павильонах нового образца окошки для торговли сделаны маленькими. Но тем же цветочникам или продавцам хот-догов нужны большие проемы. Они просто не будут покупать те ларьки, в которых невозможно работать.
В конце же Евгений Кобзарь сказал, что все сложности носят временный характер. Процесс всех согласований идет успешно. Вскоре механизм будет отлажен окончательно. Делу еще поможет то, что производители часто обмениваются друг с другом чертежами. Делается это для того, чтобы ларьки с разных заводов подходили друг к другу и из них можно было бы составлять торговые ряды.
Средняя стоимость торгового павильона колеблется от 320 до 450 тысяч. В первую очередь цена зависит от размера объекта. Мы поинтересовались у г-на Кобзаря, возможен ли сговор производителей с целью задирания цен. Ведь всего 11 фирм — производителей ларьков прошли аккредитацию в Москомархитектуре.
— Это нереально, — усмехнувшись, сказал наш собеседник. — Во-первых, изготовителей достаточно много. Во-вторых, часть из них вообще находится в других регионах. Сложно представить себе, чтобы эта масса людей смогла составить какой-то сговор. Между нами велика конкуренция. Тем более, сами коммерсанты завысить цены не дадут. Они умеют очень хорошо торговаться за каждую копейку.
Действительно, реформа уличной торговли идет не без скрипов. Но, надо отдать должное властям — они постоянно бегают с «масленкой» и устраняют слабые места. В конце концов сложно ожидать, что менее чем за год удастся с нуля разработать идеальную систему. Особенно если учесть, сколько криминала за последние десятилетия обжилось в этой области.
Источник: МК
материал: Олег Адамович
газетная рубрика: МОСКОВСКИЙ ГОРОДОВОЙ