Для развития рынка – эволюции или революции – обязательно должны быть люди с системным мышлением, со стратегическим объемным взглядом на перспективу. Пророки, пионеры, новаторы – как угодно… Люди не слова (таких – футурологов, экспертов – у нас хватает), а дела, способные распознавать будущие тенденции, открывать новые направления и пути развития рынка. И это главная проблема нашего бизнеса – отсутствие стратегов.
Не бывает бизнеса без рисков – всегда в будущем остается доля неопределенности, и решения в любой сфере приходится принимать наощупь. Но какие надежды на развитие можно строить в нашей сфере: в условиях полного упадка не может быть чудесного воскрешения. При сильном структурном сцеплении разных по сути, по способу организации, даже по отраслям компаний, между ними отсутствуют мировоззренческие связки. Каждое звено строит копошится в своих трудностях и не желает замечать глобальных тенденций и действительно важных проблем.
А реально важно сегодня то, что рынок – целиком и полностью, с каждым звеном своей сложной структуры - идет ко дну, и уже даже не медленно. Не смогли (не захотели, не посчитали нужным) вовремя консолидироваться. А теперь уже поздно: вряд ли из обломков старого получится создать что-то новое. Причем рушится вся цепочка создания печатной продукции – от производителей бумаги до распространения.
Бумагоделательные фабрики с огромными объемами производства останавливаются по всему миру одна за одной. Потребление бумаги остается практически на уровне 40 млн. тонн в год уже 10 лет и роста не предвидится. Компании зарабатывают на продажах целлюлозы, а не готовой бумаги. А мы строим свой «маленький свечной» заводик, в очередной раз создаем заведомо нерентабельное производство, закрываем границы заградительными пошлинами и создаем «железный занавес» в отдельно взятой отрасли, даже не давая возможности хотя бы попытаться построить конкурентоспособное производство. В очередной раз единственное, чем руководствуются инициаторы и инвесторы этого проекта, - сиюминутная адресная выгода.
На прошлой неделе стало известно о банкротстве одного из крупнейших производителей полиграфического оборудования – компании man roland, которая, находясь в глубоком финансовом кризисе, не смогла добиться помощи от земли Баварии (где находится штаб-квартира компании), поскольку там будущего полиграфии не видят. И это не единственный пример упадка отрасли. Производства сокращаются, предприятия разоряются, поглощаются, перепрофилируются. Некоторые надеются протянуть еще немного и уходят в цифровое оборудование – но масштабы уже скромнее, планы осторожнее.
Крупнейшая в мире полиграфическая компания Quad попала в зону риска и теперь вынуждена искать пути спасения от той же участи. Российская полиграфия уже и не рассчитывает выйти на уровень нулевой рентабельности и живет только загрузкой машин. Это пережиток советской экономики с ее ориентацией на выполнение планов или неумение вести бизнес? Главная цель любой компании в первую очередь – получение прибыли. А какое значение имеет загрузка – пусть и 110%, если прибыль от этих работ отрицательная? Это порочный путь, при котором, увеличивая объемы, мы, по сути, умножаем убытки. Оборот в этом случае может быть губительным. Полиграфисты не умеют считать деньги, полиграфисты умеют загружать станки.
Система распространения изжила сама себя, погрязла в собственной инертности и ждать ее восстановления бесполезно. Мы хотели оформить подписку на одно ежедневное деловое издание. Не получилось - доставка (ежедневной!!!) газеты - через два дня после выхода номера. Как это возможно в мире, где любое событие в любом уголке мира становится известно всему человечеству за 3 минуты? Неужели люди существуют в другом пространстве, где нет возможности сверхзвуковой передачи информации? Пресса – не товар, пресса, в первую очередь, - это информация и развлечение. Не нужно пенять на то, что проникновение Интернета еще мало. Любой бизнес должен быть стратегическим. Завтра консерваторов с газетой в руках уже не будет. Завтра будут консерваторы с планшетником. И уже будет не важно, где стоят киоски с прессой и как они выглядят: вас в этом мире уже не будет.
Источник: Media-Day.ru