По их мнению, увольнение главреда — акция запугивания. Среди тех, чья подпись стоит под письмом, — историк, искусствовед и журналист Григорий Ревзин. Он заявил «Маркеру», что не готов увольняться из «Коммерсанта», но готов быть уволенным, а также, что Алишера Усманова заставили вмешаться и принять жесткие меры в отношении руководства холдинга.
— Григорий Исаакович, каковы шансы, что Максима Ковальского восстановят в должности?
— Мне трудно судить. Здесь должно быть обоюдное решение, чтобы Макс Ковальский еще согласился вернуться. Вообще-то, с ним достаточно оскорбительно поступили. Человек работает 20 лет, он один из старейших сотрудников, у нас всего пять человек таких осталось, а его просто взяли и уволили за фотографию в журнале. Если бы меня так уволили, я бы не вернулся. Конечно, и у Усманова тоже проблемы. Увольнение публичное — чтобы он просто взял и пошел на попятную? Ну не знаю. Хотя мне бы очень хотелось, чтобы это всё просто взяли и отыграли назад. При этом в письме нет призыва вернуть Ковальского, потому что мы с ним это даже не обсуждали. Может, он и не захочет вернуться. Мы просто обозначали позицию журналистов.
— Под письмом подписались ведущие журналисты. Если они уйдут, редакция не развалится?
— «Коммерсантъ» — это всегда больше, чем те журналисты, которые там работают. Я здесь иллюзий не строю. Не то чтобы если мы все уйдем, то «Коммерсантъ» закроется. Уже было несколько раз, что из газеты уходили ведущие журналисты. Были достаточно тяжелые ситуации, правда, никогда раньше не уходили из-за политического давления. Не то что все, кто подписали письмо, готовы уходить. Я, например, готов к тому, чтобы меня уволили, но я не готов сам идти подавать заявление. У журналистов должна быть такая позиция: если его не публикуют, как-то грубо изменяют текст, тогда надо уходить. Пока у нас такого не было.
— Почему никто не заступается за Андрея Галиева?
— А я его меньше знаю. Он финансовый директор — это совершенно закрытая часть. Журналисты не имеют никакого отношения к финансам. Я так понимаю, что его увольнение с этим случаем вообще никак не связано. Там просто другая какая-то история, просто под один приказ попало. Галиев-то ясно, что ни при чем.
— Как вы относитесь к тому, что Демьян Кудрявцев собирается уходить?
— Я Демьяна очень высоко ценю. У него страшно тяжелая ситуация. Для всех понятно, что есть бизнес-интересы Алишера Усманова, которые, конечно, не хотелось бы подставлять. Понятно, что на его бизнес можно надавить так, чтобы он уволил кого-то. C одной стороны, Демьян должен извиняться перед Алишером. Здесь есть какая-то этика. C другой стороны, совершенно понятно, как он к этому на самом деле относится. Конечно, это не Алишер увольняет, он владеет издательским домом 10 лет. Никогда в жизни он не вмешивался ни во что. Ну, что-то ему не нравилось, он по телефону звонил, ругался. Но это нормально. Тем более это всегда происходило после публикации и никаких последствий не было. А впрямую вмешаться его заставили, конечно. Это связано с тем, что у нас творится на улицах.
— Что активная часть редакции будет делать теперь? Ждать ответа на письмо или что-то еще предпринимать?
— Не знаю. Я, конечно, хотел бы получить ответ на письмо. Если его не будет, то вопрос будет решаться в индивидуальном порядке. У меня не настолько сильный общественный темперамент, чтобы инициировать забастовку. Но во Франции точно была бы забастовка журналистов в ответ на это. У нас это как-то не принято. Значит, дальше каждый определяет свою судьбу сам.
Как увольняли из «Коммерсанта»
Вчера владелец ИД «Коммерсантъ» Алишер Усманов сообщил об увольнении гендиректора ЗАО «Коммерсантъ-Холдинг» Андрея Галиева и главного редактора журнала «Коммерсантъ-Власть» Максима Ковальского. По его словам, Галиев и Ковальский отправлены в отставку с 12 декабря. Усманов уточнил, что поводом к увольнению стали нескольких опубликованных материалов, которые, по его мнению, «граничат с мелким хулиганством». Кроме того, Усманов сказал, что может обратиться в суд с иском к Максиму Ковальскому за публикацию этих статей. Он не уточнил, о каких материалах идет речь.
«Усманов всё и всем про случившееся сказал. Есть его заявление, есть мое заявление в моем ЖЖ. Не хочу больше переливать из пустого в порожнее, — заявил вчера «Маркеру» гендиректор издательского дома «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев. — В ближайшее время я собираюсь оформить бюджет издательского дома на следующий год. Это необходимо для собрания акционеров, чтобы принять мою отставку. Я подал в отставку, потому что я так понимаю свою ответственность за всё, что происходит в издательском доме».
Основная причина увольнения главреда «Власти» и гендиректора ИД — материал, вышедший в последнем номере еженедельника, «Яблочный пуй» корреспондента Артема Платова. Репортаж о том, как голосовали российские граждане в Великобритании сопровождался фотографией бюллетеня с оскорбительной надписью в адрес Владимира Путина.
Источник: Маркер