Грызлову приписывают фразу, что российский парламент – не место для дискуссий. Но это самое безобидное из его практики. В Думу вносилось большое число чрезвычайно важных законопроектов, инициатив, и всё это забалтывалось, заматывалось, пряталось под сукно. А многочисленные парламентские слушания, круглые столы, рабочие группы играли роль маскировочных декораций: здесь ничего не решалось, ничего не прорастало.
На моей памяти мы обращались к Б.В.Грызлову неоднократно с призывами помочь российской прессе, ослабить налоговую удавку на медиабизнесе, приводили яркие примеры европейских парламентов, которые в последние годы много сделали для поддержки газет, журналов и книг в своих странах. Наша Госдума имени Грызлова была глухой к передовому зарубежному опыту и совершенно равнодушной к проблемам отечественной медиаотрасли. Я неоднократно выступал в стенах Думы на круглых столах и парламентских слушаниях – и всё как в песок. Мы делали вид, что надеемся на российский парламент, а российский парламент в лице Грызлова делал вид, что нас слушает.
Практически одновременно с уходом Грызлова в политическое небытие интересное событие произошло в Европаламенте, который одобрил резолюцию, призывающую устранить налоговую дискриминацию между печатными и цифровыми изданиями путем обнуления НДС для обоих видов носителей. Таким образом в Брюсселе отреагировали на многочисленные просьбы различных национальных ассоциаций издателей, которые в первой половине текущего года выступили с заявлениями о необходимости принятия нулевой ставки НДС для бумажных и цифровых книг, газет и журналов на всем экономическом пространстве Евросоюза.
Пресса и книги – это не тот товар, который является жизненно важным для пополнения госказны. В то время когда молодёжь отворачивается от печатного слова, банкротятся и закрываются книжные и киосковые сети прессы, надо иметь как минимум чувство государственной ответственности за поддержку культуры и духовности населения, особенно молодого. У Грызлова и его коллег таких качеств не было. Поэтому издательское и дистрибуторское дело в России, даже простенькие киоски прессы, попали в режим наименьшего благоприятствования.
Сегодня трудно сказать, кто заменит Грызлова в Госдуме, но могу с уверенностью отметить, что отношение к СМИ хуже уже не будет, потому что хуже уже некуда. Впрочем, есть ещё один вариант по сценарию Рэя Брэдбери: собирать прессу и книги на площадях и устраивать из них красочные костры.
Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/47251.html)
Отставка Грызлова и будущее законодательство РФ о СМИ
Редкий случай, когда уход крупного политического деятеля не окажет никакого влияния на многие сферы общественно-политической жизни страны. И что особенно примечательно, и на сферу законотворчества.