События в Лондоне, Чикаго, Казахстане - все подтвердили весьма эффективную роль Интернета как средства, мобилизующего протестующие массы на борьбу против власти. Поэтому совершенно понятно возникновение обратного процесса – стремление органов власти прекратить или как минимум «приручить» опасного «интернет-хищника». Механизмы здесь разные – вырубить сервер, обесточить «железо», заполнить социальные сети «мусорным ветром» силами солдат проправительственной верной армии.
Самый простой способ – выключение, как поступили сейчас в Казахстане, охваченном беспорядками. В феврале 2011 года во время беспорядков в Каире соцсети выключил бывший египетский президент Хосни Мубарак, хотя это его режим и не спасло. После августовских беспорядков в Великобритании то же самое предложила сделать член парламента этой страны Льюис Менш: «Если информация о бунте и страх распространяются через Facebook и Тwitter, закроем их на час или два, затем восстановим. Мир не перевернется».
Есть и более мягкие способы обуздания оппозиции в Сети, например, «регулирование» Интернета. Как писали «Новые известия», в последнее время за регулирование интернет-пространства выступили несколько высокопоставленных российских чиновников. Так, начальник бюро специальных технических мероприятий МВД Алексей Мошков предложил запретить в Рунете анонимные высказывания. Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил, что «разумное регулирование Интернета, конечно, должно осуществляться и в России».
Эксперты отмечают, что существуют другие способы контроля над Интернетом, и власти вряд ли упустят возможность ими воспользоваться. Например, парализовать социальные сети можно с помощью спам-атак. Так называемые DdoS-атаки в день выборов 4 декабря нейтрализовали сайты многих СМИ и «Живой журнал». Наконец, существует и такой способ, как давление на провайдеров, которые обслуживают оппозиционные интернет-ресурсы, и на акционеров этих ресурсов.
Но кибервойна в Сети – событие обоюдоострое. Действия властей неизбежно вызовут ответную реакцию большого числа «народных мстителей» - хакеров новой волны. И примеры этим действиям уже есть. Как пишут «Новые известия» со ссылкой на аналитика Александра Гостева из «Лаборатории Касперского», хакеры все чаще проводят атаки на сайты государственных учреждений. В основном это сайты региональных правительств и городов, а мотивом для хакеров чаще всего становится недовольство действиями или бездействием властей.
На Западе «хактивизм» пока распространен гораздо шире, чем у нас. Например, в этом году хакеры в знак протеста против решения сената Аризоны об ужесточении миграционной политики взломали сайт полиции Аризоны и выложили в открытом доступе засекреченные документы, переписку сотрудников и их пароли. В уже упоминавшемся Чикаго именно с помощью Фейсбука и Твиттера была недавно организована многотысячная демонстрация недовольных распределением денег в бюджете штата на следующий год. В ближайшем будущем, по мнению Александра Гостева, целевые атаки на правительственные структуры в полной мере дойдут до России.
Возникает резонный вопрос: что делать? Очевидно, что действия здесь могут предприниматься как на национальном уровне, так и на международном. Россия призывает выработать документ о нормах поведения в киберпространстве под эгидой ООН. Аналогичный документ применительно к Северной Америке, критикуемый, впрочем, официальными российскими представителями, внесен на рассмотрение Конгресса США.
В любом случае, очевидно, что действия властей в Интернете должны отвечать всем существующим нормам демократического и гражданского общества. Это означает, что с хулиганами и преступниками, подпадающими под статьи Уголовного кодекса, надо бороться, и для этого нужны соответствующие новые правовые нормы. Но в случае злоупотреблений со стороны властей в киберпространстве - а они неизбежно будут – немедленно появятся ответные действия со стороны киберобщества (аналог гражданского). И тогда неизбежно появление локальных кибервойн с непредсказуемыми результатами.
Сегодняшний пролетарий, вооружённый компьютером и имеющий выход в Интернет, на самом деле очень похож на пролетария прошлого века, вооружённого булыжником и газетой «Искра». Но от этого опасность конфликта с властью никак не уменьшается. Остаётся только надеяться, что власти стали умнее, а пролетарии – менее кровожадными.
Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/)
У власти во многих государствах появляется все больше проблем в Интернете и, в частности, в соцсетях, которые часто становятся орудием пролетариата в борьбе с власть имущими. Этот «коммунистический фразеологизм» сегодня приобретает иное наполнение – «фейсбуковая революция». В странах Северной Африки подтвердилась невозможность исключить социальные сети из информационной среды.