Проблем в медиаотрасли очень много, и все они связаны с недостатками в существующих законах в области СМИ. Удивительно, что за рубежом, в отличие от нас, данной сфере законотворчества уделяется повышенное внимание. А в России сочли необходимым иметь в новой Думе 29 комитетов по различным аспектам законотворчества, а СМИ и информационная политика, видимо, оказались сферой ненужной. Теперь в Думе нет полномочной структуры, которая могла бы заниматься проблемами медиаотрасли. И это в то время, когда электронные и бумажные СМИ нуждаются в пересмотре всей системы налогообложения, сокращении отчислений в социальные фонды, т.е. в ослаблении удавки на нашем интеллектуальном бизнесе. Примечательно, что Европарламент на днях принял решение – установить нулевой НДС для печатных и электронных СМИ. А в России теперь даже некому рассмотреть эти европейские процессы применительно к нам. Давно и много говорилось о корректировке базового Закона о СМИ. Несколько вариантов этого проекта застряли в кабинете бывшего председателя Комитета В.Я.Комиссарова. В интересах медиаотрасли требуется также серьёзная корректировка Закона о торговле и Закона №94 о госзакупках. Теперь этим заниматься в Думе некому.
Национальное Собрание Франции проблемами французских СМИ занимается активно и плодотворно, т.е. с хорошим результатом для СМИ. В России вертикаль власти применительно к СМИ действует совершенно единообразно: работает зомби-ящик, финансово поддерживаются прирученные газеты и журналы, и всем совершенно наплевать на конституционное право граждан на свободный доступ к информации и систему распространения прессы. Скоро не будет ни свободного доступа к информации, ни самой качественной информации. И резко уменьшится количество киосков прессы, а мы и так в пять раз отстаём от Европы по их количеству на душу населения. В стране нет идеологии, нет общепризнанной национальной идеи, нет государственной молодёжной политики, медиаотрасль находится в тяжелейшем положении, Интернет то ли закроют, то ли ограничат. А ведь ещё лет десять назад в верхах говорили о необходимости укреплять информационную безопасность России и развивать единое эффективное информационное пространство. Сначала у нас ликвидировали Министерство печати, растворив его функции в нескольких ведомствах, теперь очередь дошла до Комитета по информационной политике Госдумы. А ведь и Комитет, и Министерство должны выступать гарантами сохранения и развития медиаотрасли, обеспечивая законодательную и властную поддержку независимости СМИ, их растущей технологичности и доступности для населения. Возможно, что Комиссаров и Железняк, возглавляя Комитет Госдумы, не смогли доказать его востребованность и полезность. А может быть, они здесь и не при чём, может, руководство страны зачищает организации, в той или иной степени руководящие медиаотраслью, для подключения вместо них вертикали власти, сами знаете, из каких структур.
Совершенно очевидно, что власть относится к СМИ как к вторичному продукту, выполняющему сервисные функции.
Понятно, что ликвидация Комитета по СМИ в Госдуме не вызовет массовых протестов в обществе. Многие даже скажут, мол, и слава богу. Но это всё является, на самом деле, плохим признаком и говорит о печальных перспективах для медиаотрасли. Хотя, с другой стороны, может это очередной шаг в модернизации нашей политической системы. Так и хочется сказать по этому поводу, что свобода лучше несвободы.
Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/)
Никто не ожидал, что сокращение аппарата в шестой Госдуме произойдёт за счёт ликвидации Комитета по информационной политике, информационым технологиям и связи. Событие знаковое, отражающее отсутствие реальной заинтересованности у власти в выработке новой информационной политики и совершенствовании законов о СМИ в нашей стране.