По данным Jаson&Partners, российская аудитория онлайн-видео в 2011 году составила около 40 млн человек. Для сравнения, в Великобритании - 34 млн, во Франции - тоже 40 млн.
26% пользователей видеоресурсов в России уже имеют опыт пользования платными видеосервисами; причем большинство из них платили за разовый просмотр/скачивание видео. К 2015 году, по прогнозам аналитиков Jаson&Partners, онлайн-аудитория может составить 70 млн человек.
Одним из факторов, тормозящих развитие онлайновых видеосервисов, традиционно является пиратство.
«Пиратское видео сдерживает развитие потребительских сервисов с лицензионным видео/аудио, но даже в таких условиях появляются новые сервисы и потребляются качественные услуги, с хорошим качеством видео и звуком, чего зачастую не дают те же пиринговые сети», – комментирует «Газете.Ru» ситуацию руководитель пресс-службы интернет-провайдера «Акадо» Денис Рычка.
Впрочем, и с «Контактом» правообладатели и онлайн-кинотеатры стараются договариваться и заменяют пиратскую продукцию на свою.
Сама «Акадо» предоставляет своим абонентам услугу «Домаший кинозал» - это не онлайн-кинотеатр, но принцип (pay-per-view) тот же: оплатив нужный фильм, можно посмотреть его в любое время, правда не на компьютере, а только по телевизору. По словам представителя компании, услугой пользуются 10-15% пользователей из числа абонентов «Акадо» (клиентская база «Акадо», по данным iKS-Consulting в 1 полугодии 2011 года составила 491 тыс. абонентов цифрового телевидения).
«У легальных онлайн-кинотеатров есть преимущество перед пиратскими порталами: они вкладываются в свое развитие, в расширение функционала и возможностей, – сообщил корреспонденту «Газеты.Ru» главный редактор журнала «Бюллетень видеорынка» Кирилл Табаченко. – Немало представителей онлайн-кинотеатров придерживаются мнения, что с пиратами можно конкурировать».
В США, например, самый известный онлайн-кинотеатр Hulu.com запустили в 2008 году кино-компании Fox, Disney и NBC/Universal. Сначала он работал по рекламной модели, однако голливудские мэйджоры быстро поняли, что раздавать свой контент почти бесплатно не выгодно, поэтому запустили систему платной подписки Hulu Plus, с более обширной библиотекой фильмов и сериалов в HD-разрешении.
Еще один крупный американский киносервис Netfix начинал как видео-прокат по почте, потом у него появился онлайн-сервис - тоже с платной подпиской. Hulu и Netfix сейчас можно использовать на любых платформах, подойдут и игровые приставки, и телевизоры, и смартфоны. К этому же стремятся и российские онлайн-кинотеатры, выпуская приложения для различных устройств.
Среди российских онлайн-кинотеаторов можно выделить 3 основных - ivi.ru, omlet.ru и now.ru. Показательно, что все они используют разную модель монетизации.
IVI зарабатывает с помощью самой популярной модели – перед просмотром лицензионных фильмов зрители видят рекламные ролики. «Омлет» (проект сотового оператора МТС) берет деньги за просмотр фильма и скачивание – 50-70 руб. и 200 руб. соответственно. Now.ru (проект телекомпании ТНТ) использует платную подписку, которая стоит 500 руб. в месяц.
Несмотря на распространенное мнение, что российские пользователи все еще не готовы платить за платные сервисы, проведенный компанией Jаson&Partners опрос показал: около 30% посетителей видеоресурсов в России уже имеют опыт пользования платными видеосервисами, причем большинство из них платили за разовый просмотр/скачивание видео. Косвенно о росте рынка онлайн-кино также свидетельствует снижение продаж DVD в России.
Правда ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что онлайн-кинотеатры с любыми моделями никогда не выйдут в плюс.
«Это классические мыльные пузыри интернет-проектов: они будут работать до тех пор, пока инвесторы вкладывают туда свои деньги, у всех подобных проектов нет будущего» – заявил Эдьдар Муртазин в интервью «Газете.Ru». По его словам, они бы не были убыточны, если бы у них был бесплатный трафик и бесплатный контент, но это, конечно, утопическая ситуация. Таким образом, по мнению аналитика, онлайн-кинотеатры могут существовать лишь как дополнительный сервис при компаниях, которые по определению имеют аудиторию, связанную с другим бизнесом.
«В России эти сервисы стали популярны в качестве вложения денег в 2009-2010 годах – многие инвесторы рассчитывали на рост рекламного рынка в интернете. И хотя проекты Video-on-demand» существовали и до 2010 года, именно тогда на рынке появилось сразу несколько крупных игроков, - говорит Кирилл Табаченко . – Двое их них заявили о себе громко и до сих пор остаются самыми яркими – это ivi.ru и now.ru. Одна из главных причин - впечатляющие бюджеты этих проектов, которые позволяют покупать недешевые эксклюзивы и тратить средства на рекламу».
По его словам, самый популярный и узнаваемый кинотеатр в рунете в настоящее время – именно IVI, а у now.ru такой популярности быть не может, поскольку они делают упор на платную подписку. Однако оба сервиса активно развиваются и получают все больше нового контента.
Пресс-секретарь компании МТС Валерия Кузьменко рассказала «Газете.Ru», что портал Оmlet.ru с 2009 года собрал более 2 000 художественных фильмов, 7 000 эпизодов сериалов и ТВ-программ и предлагает контент для ТВ, компьютеров, телефонов и планшетов. В МТС утверждают, что Оmlet – это пока единственный в России проект, реализованный на основе «облачных» технологий: пользователь может смотреть кино, оплатив его один раз, на всех доступных ему устройствах. МТС также разрабатывает собственный интерфейс для каждой из платформ.
«За последний год медиа-сервис Omlet.ru показал значительный рост: среднемесячная статистика посещений портала выросла вдвое, а количество продаж увеличилось в семь раз» - отметила представитель компании.
Отвечая на вопрос, какая бизнес-модель является наиболее успешной, реклама или оплата за просмотр, Валерия Кузьменко сказала, что рекламная модель подразумевает необходимость содержания большой библиотеки контента (как правило, невысокого качества) и максимальной продажи рекламного трафика, что не всегда делает проект коммерчески успешным.
«Модель оплаты за просмотр существует и успешно развивается, потому что современный пользователь готов платить за качественный контент, - добавила пресс-секретарь МТС. - В настоящее время формируется аудитория тех зрителей, которые в принципе не ходят в кино (нет времени, желания или возможности) – и это потенциальный рынок легальных онлайн-ресурсов».
Впрочем, главред журнала «Бюллетень видеорынка» Кирилл Табаченко уверен, что самая успешная модель - не реклама и не платный просмотр, а платная подписка. «Важно заполучить хороший каталог фильмов, сериалов и мультфильмов в HD качестве, с многоканальным звуком, даже с оригинальной дорожкой, субтитрами и т.д., - говорит он. - В США с этим проще, платное ТВ и электронные платежи для них обычное дело, а у нас только начали привыкать платить за доступ к контенту как за сервис.
Поэтому в России сейчас распространена рекламная модель (к слову, больше, чем на Западе), но рано или поздно бесплатные онлайн-кинотеатры скорее всего упрутся в потолок: чтобы отбить хороший контент на рекламной модели, нужно очень-очень много просмотров».
В ноябре 2011 года в российском интернет-сегменте появился еще один интернет-кинотеатр с лицензионным видео – Megogo.net. Проект ориентируется на пользователей 15 стран: России, Украины, Казахстана, Беларуси, Латвии, Литвы, Эстонии, Молдовы, Грузии, Армении, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и Кыргызстана. Ресурс обещает предоставлять всю продукцию в хорошем качестве, в основном бесплатно. В дальнейшем на сайте хотят сделать платный раздел с премиальным контентом.
Какая модель монетизации онлайновых видеосервисов победит, сейчас сказать сложно, возможно, они будут существовать параллельно. Например, рекламная модель для обычного контента, а платная – для премиального. Но в любом случае, всем легальным видеосервисам придется выдержать острую конкуренцию с пиринговыми и социальными сетями.