Веселый парень так лихо показывал Михаилу Сергеевичу свое мастерство, что охранники президента все до единого смотрели на это мелькающее шило. Когда наконец все закончилось, один охранник подошел к верстальщику: «А ты, парень, зря с этим шилом рисковал. Это для тебя оно – инструмент. А у нас проходит как холодное оружие…»
Цифровая революция шило низвергла
Первое, что принесло цифровое перевооружение прессе, – качественно новую технологию, облегчающую многие этапы работы по выпуску газеты. По сути, это было сотворение нового мира в полиграфии. Затем, с развитием Интернета, уже и журналисты почувствовали свои новые возможности, связанные со сбором и подготовкой информации, оперативной связью, поиском источников, созданием электронных архивов, перепиской в режиме онлайн с авторами и т.д. Естественно, для этого надо было осваивать новую технологию.
Как учились газетчики? Прежде всего на собственном опыте, чаще всего без отрыва от производства.
И этот же опыт вывел такие имманентные свойства Интернета, которые ставили перед журналистикой новые, неизвестные ранее проблемы и задачи.
Например, с возникновением блогосферы главным народным корреспондентом для СМИ стал Интернет. То, что раньше нам сообщали по телефону или по обычной почте внештатные авторы, теперь в невиданном количестве поступает по электронке, размещается на блогах и т.д. Как относиться к такой информации? По-моему, так же, как к любому сообщению, требующему проверки.
Интернет не может быть надежным источником информации, потому что там еще очень многое существует и работает вне рамок закона. (Если какой-то медийный ресурс зарегистрирован как СМИ, тогда другое дело). Поэтому газета, существующая в правовом поле, должна быть избирательной по отношению к потоку сетевых сообщений, в котором есть все – от действительных фактов до полного бреда.
Остается сожалеть, что многие материалы в Сети кочуют по ней так, что порой трудно, а то и вовсе невозможно найти первоисточник. Но зато находится немало желающих заявить всем именно о своем авторстве. Добавьте к этой путанице анонимность Интернета и вытекающую отсюда как минимум склонность к розыгрышам, а как максимум – провокацию.
Журналист же отличается от блогера тем, что он «обременен» ответственностью перед редакцией, аудиторией профессиональным долгом, этическим кодексом. И это все не какие-то совки придумали. Так было, есть и будет. Причем во всем мире. Иначе журналистика как социальная коммуникация просто исчезнет. А какие от этого будут последствия, можно только представить. Поэтому, если блогеры хотят заниматься серьезной журналистикой, они должны это знать.
Или могут спокойно оставаться в блогосфере в том круге занятий, который каждый волен себе избирать.
Суровая поступь дилетантов
Утверждать, что блогосфера в будущем заменит профессиональную журналистику, – это либо наивность, либо глупость. Причем в этом споре большее самомнение демонстрирую как раз блогеры. Но достаточно взглянуть на те материалы, что выкладываются в виде роликов, фотографий, а главное – текстов, и сразу все становится ясно. Кстати, я не беру те сайты, форумы, на которых люди размещают свои комментарии, мнения, – там можно встретить интересные суждения, идеи. Именно поэтому каждая профессиональная редакция (газеты, радиостанции, телеканалы) располагает такой платформой, на которой кипят дискуссии, и эти «Гайд-парки» нам даровал Интернет. Но и там надо вести дискуссии на уровне цивилизованных людей.
Что же касается информации, то я, как и многие мои коллеги, всегда знаю те ресурсы в Сети, которые стоит каждодневно посещать, потому что там работают профессиональные новостники. Для таких Интернет – это только смена пейзажа. А суть дела и его качество остались прежними.
Ясно, что журналистика меняется, становится мультимедийной, комплексно использует самые разные каналы информирования. Так это как раз и говорит о внутренних ресурсах профессии, о способности СМИ к модернизации.
Поэтому лично я не верю пламенным пророкам, подписывающим приговоры то театру, то кино, то телевидению. А теперь вот газетам и книгам.
Поживем – увидим. Главное, не умереть раньше смерти.
Философ новых медиа Маршалл Маклюэн, назвавший информационную цивилизацию «глобальной деревней», по-моему, оставил нам прекрасный завет: «Будущие хозяева технологии должны быть веселыми и умными. Машина порабощает суровых, мрачных и тупых».
Вот здесь профессионализм очевиден.
Павел Николаевич Гусев,
глава комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ, главный редактор "МК"
Источник: Независимая газета