Максим Зимин, ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА: Идет естественный процесс конвергенции медиа

По сложившейся традиции в конце уходящего года мы размышляем о том, каким был этот год для компании, отмечаем свои удачи и просчеты, определяем, как развиваться дальше.

В прошлом году такое интервью заканчивалось коротким анонсом генерального директора ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА» о развитии «нескольких проектов в тех сегментах, где мы уже присутствуем, и в тех нишах, где мы уже имеем сильные позиции». Теперь об этом Максим Зимин рассказывает более подробно.

- 2011-й завершен, что из задуманного удалось?
- Год был интересным и насыщенным для компании, удалось реализовать несколько проектов и расширить линейку наших изданий. В марте состоялся запуск издания «Мой любимый дом» в новом для нас сегменте – об интерьере и ремонте. Запуск был вполне удачным, соответствующим нашим ожиданиям. Мы смогли реализовать много накопленных интересных идей. Это и выпуск промономера, который мы вкладывали в свои журналы, рассылали по базам данных, распространяли в местах скопления ЦА, в сжатые сроки познакомив аудиторию с новым продуктом. Это и достаточно большие инвестиции, и активность, связанная с продвижением нового издания в распространительских сетях, и презентация потенциальным рекламодателям. В итоге те результаты, полученные меньше, чем через год, показывают, что журнал понравился и читателям, и рекламодателям. Объем и качество читательской аудитории соответствуют уровню, к которому многие наши конкуренты шли до 5 лет.

- В уходящем году у «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГИ» были и приобретения?
- Это две наших покупки у компании «Креатив Медиа». Журнал «Похудей!», посвященный гармоничному, здоровому образу жизни и «Приготовь», который дополнил линейку кулинарных изданий, представленную журналом «Кулинарный практикум». Оба приобретения с самого начала оценивались как выгодные и интересные, и прошедшие полгода показывают, что мы потратили деньги не напрасно. Журнал «Похудей!» получил медаль АРПП «Лидер продаж 2011» в своем сегменте. Проекты окупаемые, сильные, оба имеют серьезный потенциал для развития, который мы, как крупное издательство, можем легко реализовать.

- Насколько существенными оказались для вас последствия кризиса?
- Конечно, общая ситуация на рынках и спад, который в этом году все отмечают в потреблении прессы, не обошел стороной и нас. Но благодаря тому, что наш портфель на 95 % состоит из тематических нишевых журналов специального интереса, мы практически не ощутили этих потерь. А если учитывать нашу стратегию развития, когда вокруг каждого крупного проекта мы выстраиваем целую линейку изданий (спецвыпуски, приложения), расширяя и углубляя тему, то наши обороты, связанные с дистрибуцией изданий, в целом не упали, а выросли. Поэтому кризис на рынке не всегда для всех работает одинаково. Кто-то плывет по течению и испытывает общий спад, кто-то добивается результатов. Сегодня никто не ожидает роста потребления журналов общего интереса из-за влияния такого серьезного медианосителя, как Интернет, который укрупняется и растет. Относительно нишевых изданий Инет – это не угроза, а дополнительный ресурс, которым нужно правильно воспользоваться: закрепив лояльную аудиторию журналов, дать ей возможности общения.

- Что еще вы считаете хорошим показателем года?
- «Мой любимый дом» – это единственный запуск, но в нынешней ситуации с прессой это хороший показатель, поскольку за прошедший год вообще не так уж много было запусков на рынке. Хороший показатель то, что наша компания чувствует себя уверенно и с точки зрения финансовой, и с точки зрения позиционирования на рынке. И самое главное, что наш коллектив не стоит на месте. Мы ищем и находим возможности для развития. Главный капитал компании – это большой, грамотно выстроенный издательский портфель, который компенсирует спады в одних сегментах ростом или развитием в других. И это грамотный, опытный, любящий свою работу коллектив. Никаких материальных активов в виде зданий и машин у издателя нет, есть только люди, которые умеют думать и работать хорошо, и его продукты, которые эти люди создают.

- В этом году издательский дом довольно активно отметил несколько юбилеев: 10 лет журналам «Ателье», «Стильные прически», 20-лет журналу «Наталья», на следующий год еще 6 изданий будут отмечать 10-летие, а сам издательский дом – свое 20-летие на рынке. О чем говорят эти круглые даты?
- Очень приятно и важно, когда издательский проект существует не год или два, а его жизнь измеряется 10-летием. Это означает, что он не только успешен с коммерческой точки зрения, а что он пустил глубокие корни в читательскую аудиторию, и никакие негативы в экономической, политической ситуации, в принципе не могут эту основу разрушить. Спасибо всем, кто читает наши журналы! Мы стараемся, чтобы наши юбилеи были праздником сообщества, с которым и для которого мы делаем журнал –рекламодатели, авторы, партнеры. Это союзные отношения, такое содружество, проверенное временем, будет давать дополнительные плюсы год от года.

- Как вы оцениваете показатели работы возрожденного в прошлом году коммерческого отдела?
- Этот шаг приносит положительные плоды. Прирост рекламы в нашем ИД в этом году больше, чем в прошлом, и чем средний прирост по рынку, т.е. мы движемся быстрее, лучше, сильнее, чем средний рынок. Конечно, два года полноценного сотрудничества с рекламным сообществом это не много, есть большой потенциал для развития.

- Наблюдаются ли изменения в запросах рекламодателей?
- Сейчас наши партнеры заинтересованы не в классическом варианте сотрудничества, когда они платят деньги, мы размещаем рекламу, и на этом все заканчивается. Сотрудничество предполагает более широкое проникновение в интересы друг друга. Совместные акции, привлечение Интернет-сайтов, различные рассылки по базам данных и мероприятия на странице он-лайн и оф-лайн, которые мы начали делать и собираемся расширять, это естественный процесс конвергенции медиа. Печатная продукция в чистом виде не может уже выступать единственным локомотивом для рекламодателя, и мы стараемся предложить новые интересные формы сотрудничества как на страницах журнала, так и вне его. Мы считаем, что наше знание их потребителей (нашей читательской аудитории), и наше умение предлагать то, что им интересно, позволяет сделать продвижение продукции более грамотным, более легким, более интересным, и очень часто даже менее затратным. Поэтому коммерческий отдел, возможно, расширится, т.к. мы считаем, что потенциал роста рекламной составляющей по нашим изданиям еще очень велик. К ряду продуктов, запущенных ранее, (например, журнал «Жду малыша» в родительском сегменте, который за два года подтвердил свою состоятельность), сейчас мы видим всплеск интереса со стороны рекламодателей. Они внимательно изучали, пробовали, и сейчас прирост наших рекламных оборотов возможен в геометрической прогрессии.

- Отмечаете ли вы спад их интереса к прессе?
- Несмотря на скепсис по поводу того, что пресса не интересна рекламодателям, я абсолютно уверен, что если это качественный медианоситель, то он всегда будет востребован. Но рекламодатель хочет большей диверсификации рекламных сообщений, хочет задействовать больше каналов и нетрадиционных форм. Поэтому я не думаю, что Интернет убьет прессу, книги, ТВ, радио. Произойдет определенное перераспределение, и тот, кто будет готов к нему, тот выиграет. К частью (для меня, например), изменения на рынке происходят сейчас в целом с гораздо большей динамикой, чем 5 или 6 лет назад. С одной стороны это тяжелее, т.к. иногда приходится принимать решение «с колес», но с другой стороны, возможностей для развития больше - оперативно виден результат, и не надо ждать годами, чтобы понять - правильно поступил или нет.

- Что нового было в работе службы распространения?
- Один из интересных моментов – работа в качестве сервисного оператора по дистрибуции. В этом году мы сотрудничали с одной из крупнейших мировых компаний «Иглмосс», выпускающей патворки. Мы оказывали полный комплекс услуг по тестированию продукта «Эни-мэйтс» в России, осуществляли федеральный запуск, работали с распространителями, проводили сбор и аналитику информации. Опыт был очень интересным и удачным, и мы надеемся его развивать. Да, это некий внутренний конкурент традиционной печатной прессе, но если спрос на такую продукцию существует, надо этим пользоваться и дать читателям максимум того, что они хотят.

- Как развивается новое для издательского дома направление – сайты и активное продвижение на просторах мировой паутины?
- В конце прошлого года сформировали полный Интернет-отдел, он занимался перезапуском ряда наших сайтов – samaya. ru, mamaexpert. ru. Ресурсы получились интересные, мы собираемся развивать направление, возможно, будет покупка бизнесов и в Интернете.

- Будут ли еще приобретения или запуски журналов в предстоящем году?
- Мы с интересом смотрим на рынок и будем изучать возможность приобретения каких-то изданий, которые в одиночку не в состоянии справиться с ситуацией. Наш подход к оценке проектов как собственных, так и приобретаемых, основывается не на ощущении «нравится – не нравится», хотя это тоже важно. Мы смотрим на финансовые составляющие, выраженные в конкретных компонентах – тираж и продажи, рекламные сборы (реальные + некий потенциал), и объем и качество аудитории. Это три кита, на которых держится любой проект. Если одна составляющая не развита, нас это не будет интересовать. Время неких игр в издательство, большого количества журналов, которые живут по непонятным законам, прошло. На рынке останутся реальные издатели и это положительный момент, такое очищение рынка должно было произойти.

- Чем продиктовано ваше активное участие в деятельности Бюро тиражного аудита АВС?
- В этом году активно развивалась и реально заработала организация по оценке тиража АВС Россия, созданная Союзом журналистов и независимой аудиторской компанией. К этому издательское сообщество шло лет 15, и наш ИД входил в инициативную группу. Ситуация, когда заявленные и реальные тиражи отличаются не в десятки, а сотни процентов, дезориентирует рынок. А бизнес, построенный на вранье, не может развиваться. Очень хорошо, что сейчас не только лидеры – крупные федеральные издатели, но и региональные издатели потихоньку приходят в АВС. Не может быть честного диалога между партнерами, когда все знают, что все врут в отношении тиража, но при этом делают вид, что этого как бы нет. Зачем реально улучшать журнал, если можно просто добавить нолик в выходные данные? Эта информация влияет не только на решения рекламодателей, даже сам рынок, оценивая себя, (заработки, инвестиции) не может сделать правильных выводов. В декабре Бюро тиражного аудита получило подтверждение от крупного рекламного холдинга о желании войти в состав наблюдательного совета АВС. Это означает, что данные Бюро рассматривают как важную информацию при принятии решения о распределении бюджетов рекламодателей.

- Каким вы видите предстоящий год для компании и рынка в целом?
- Следующий год будет даже более интересным, чем прошедший. В силу усиления конкуренции и спада потребления прессы, наступает время, когда процесс консолидации выйдет на какой-то новый виток. Будет появляться много возможностей для издателей, обладающих силой и умением развивать издательский бизнес дальше, покупать уже существующие проекты, а не запускать что-то свое. Рынок реально перенасыщен и процесс укрупнения и поглощения крупными издателями мелких изданий, будет нарастать.

- В заключение как всегда – взгляд навстречу новому, немного мистическому году 2012, что думаете про конец света?..))
- Я не суеверный человек и считаю, что конец света наступит тогда, когда люди сами этого захотят. Надо работать, думать, развиваться, как физически, так и духовно, тогда конец света даже если наступит в отдельно взятых местах, то не наступит в целом.)) Я сам родился в год дракона, поэтому с оптимизмом смотрю в будущее и думаю, что это хороший для меня год. И для компании это тоже будет неплохой год, потому что 20 лет – это полная зрелость, особенно если учитывать тепы роста. Эта зрелость не означает успокоенность ни с моей стороны, ни со стороны сотрудников, ни со стороны партнеров. Никто не собирается на пенсию, все хотят работать, развиваться, и следующий год не будет легким, но будет интересным.

Изабелла Савичева
Источник: PlanetaSMI.RU