Рунет-2011 с высоты птичьего полета

1. Глобализация Рунета В 2011 году Рунет себя показал и на людей посмотрел в мировом масштабе. Наших узнали и в США, и в Европе, и в Азии.

Яндекс и Mail.ru вышли на IPO (Mail вышел в декабре 2010, но тренды важнее деталей). Bloomberg напророчилскорее IPO и «ВКонтакте», который, в свою очередь, объявил о переезде на домен vk.com и о планах по международной экспансии.
•    Яндекс стал партнером (предоставил поиск по видео) чешского Seznam, который интересен нам тем, что, как и Яндекс, удерживает преимущество на родном интернет-рынке, противостоя Google. Стало известно о скором открытии офиса в Польше. Яндекс же рассказал миру об ужасах рисках ведения интернет-бизнеса в России.
•    Летом 2011 года Twitter разрешил кириллические хэш-тэги, и в мировых трендах очень быстро появилось слово из трех букв, первая «х». Зимой 2011 года крупнейшие американские и европейские издания отметили «лайковую» революцию в России и храброе противостояние «ВКонтакте» госорганизациям, стремящимся задушить в нем народное самовыражение.
•    На восточном фронте тоже было жарко. «Ашманов и Партнеры» наперегонки с «Нигмой» завоевывали Вьетнам, Яндекс обосновался в Турции. Владислав Цыплухин из «ВКонтакте» зачем-то летал в ОАЭ и с кем-то там общался. «Мегаплан» и «Бегун» завели представительства в Казахстане.

2. Восстание мертвецов

Как известно, в 2012 будет конец света. Как известно, перед концом света должны восстать мёртвые.
Рамблер наконец поставил себе нормальный поиск от Яндекса, обновил много сервисов, дал в декабре несколько видеотрансляций митингов, заставив этим набрать забытый URL даже закоренелых гиков.
•    ЖЖ велел отныне называть себя LiveJournal, разогнал блондинок, вернул Носика и объявил-таки о твердом намерении переписать устаревший код. У Лебедева был заказан новый дизайн, активизировалась работа с популярными блоггерами.
•    ICQ объявила, что мобильный бум спасет ее от стагнации.
•    «Одноклассники» запустили видео- и аудиохостинг, видеозвонки, провели редизайн, интегрировались с «Моим Миром», начали стремительно наращивать аудиторию, и уже жарко дышат в затылок «ВКонтакте».

3. Кому война, а кому мать родна

Осенне-зимняя политическая активность и борьба Навального с тендерами помогли не одному интернет-сервису увеличить свою аудиторию, трафик и известность
•    Больше всего, пожалуй, выиграл «ВКонтакте». Павел Дуров не стал блокировать группы «оппозиционеров» - и «за пять лет работы я не получал столько положительных откликов, сколько получил в последние дни». Об этом он рассказал в открытом письме на Lenta.ru, там же с подкупающей честностью сообщил: «Если бы в те же дни мы стали проигрывать в конкурентной борьбе из-за отсутствия какого-нибудь сервиса виртуальных массовых репрессий, нам бы пришлось ввести и его. И будьте уверены - наши репрессии были бы самыми массовыми и самыми кровавыми на рынке».
•    Яндекс.Деньги своевременно запустили Facebook-приложение для сбора средств на митинги.
•    Для ЖЖ Навальный стал одним из главных «звездоблоггеров», которые притягивают и удерживают аудиторию.
•    Согласно статистике Яндекса, за последние четыре месяца 2011 года аудитория русскоязычного Twitter увеличилась в два раза.
•    Онлайн-СМИ получили повышенный трафик. А еще попали под волну околовыборных DDoS-атак.

4. Кадры решают всё

Кадровый вопрос являлся для Рунета болезненным всё время его существования, и в 2011 году он тоже решался разнообразно и задорно.
Кадровое агентство Pruffi было основано еще в 2010, но в 2011 о нём узнали все. Другого столь же стабильного и обильного источника информации о том, сколько платят в Рунете программистам, дизайнерам, CEO и всем остальным, у нас пока нет. У Pruffi имеется Facebook-приложение для того, чтобы рекомендовать друзей на вакансии и получать деньги (скоро будет и во «ВКонтакте»). У Pruffi есть собственный стартап-инкубатор. У Pruffi есть скандальность, смутные слухи о конфликте с Яндексом и слава виновника завышения зарплат в отрасли. В общем, с Pruffi весело.
•    Из job-стартапов самыми заметными стали, пожалуй, ResumUp, BrainsMatch и UpLadder. Британский фонд Open Capital инвестировал $2,5 миллиона в professionali.ru, известные широкой общественности как «клон LinkedIn».
•    Сам LinkedIn в 2011 году добавил на сайте русскоязычный интерфейс, но сильного повышения интереса к себе не испытал.
•    Даже среди развлекательных стартапов появилось несколько таких, которые ориентированы на взаимодействие с коллегами и повышают сплоченность коллектива. Например, Flirteka или Moi Krieg.

5. Учиться, учиться и еще раз учиться

Мода на Edutainment (education+entertainment) возникла в Рунете год-два назад, когда хипстеры начали массово ходить на разнообразные семинары, лекции, выступления заезжих гуру, в основном на Стрелке. А в 2011 удаленное обучение стало рассматриваться как перспективная тема для стартапа. Профессиональное же IT-обучение – как залог процветания Рунета.
Чтобы нанять программиста, его надо обучить и воспитать, - поняли в Mail.ru и запустили на базе МГТУ им. Н.Э.Баумана «Технопарк@Mail.Ru», где будут готовить IT-специалистов. Яндекс летом провел первый набор в собственную «Школу Менеджеров» - она займется подготовкой менеджеров интернет-проектов.
•    Юлия Лесникова, ранее руководитель программы «Менеджмент в сфере интернет-технологий» в RMA (ГУУ), представила в 2011 году Knowledge Stream – онлайн-лекции от мировых специалистов по технологиям, гаджетам, естественным наукам и т.п. Поддерживают проект «Ростелеком» и РВК.
•    По блогам и социальным сетям в конце года стала ходить ссылка на выложенные в бесплатный общий доступлекции Стэнфордской School of Engineering и Массачусетского Технологического института. С 2012 года в MIT заработает проект по бесплатному онлайн-обучению – MITx.
•    Коллекция обучающих видеороликов и лекций «Академия Хана» тихо существовала до 2011 года, когда она получила от O'Sullivan Foundation грант на $5 миллионов, а ее основателя Салмана Хана стали приглашать выступать на крупных мероприятиях.

6. Зайчатина по купонам

Стартапов в этом году появлялось, как и раньше, много разных, но две их категории привлекают особое внимание. Награда «цунами года» отправляется к купонным сервисам и в первую очередь к вышедшему на IPO Groupon. Купонников никто не любит, пресса пишет про них плохо – хоть наша, хоть американская; маркетологи доказывают, что «купонный» клиент – бесперспективный халявщик, в блогосфере рыдает армия введенных в заблуждение, не так понявших и откровенно обманутых – но шоу продолжается, и конца ему не видно.
Вторая категория – вовсе не столь впечатляет количествами и суммами, скорее самим фактом своего появления. Это фермерские стартапы, совмещающие два модных тренда – дорогие и ужасно правильные «экопродукты» и сервисы доставки еды на дом. «Всё Своё», Sferm.ru, но в первую очередь LavkaLavka, с подачи которой бородатый крестьянин стал героем хипстеров в Facebook.

7. Красивые цифры

По размеру интернет-аудитории Россия вышла на первое место в Европе, обогнав Германию. В сентябре 2011 года в Рунет зашли 50,8 миллионов уникальных посетителей.
•    В августе домен .RU опередил по количеству регистраций домены Китая (.CN) и Евросоюза (.EU) и переместился с шестого места на четвертое среди национальных доменов верхнего уровня.
•    Интернет-реклама в этом году обогнала по бюджетам печатную, и теперь уступает только телерекламе

8. Скандалы

Здесь мы собрали всё, что случилось в жизни компаний и вызвало яркую эмоциональную реакцию у наблюдателей и участников происходящего. Насколько эти эмоции оправданы важностью события – вопрос уже совсем другой.
SMS-ки «Мегафона». На сайте сотового оператора «Мегафон» мирно работал сервис отправки бесплатных СМС онлайн. Работал, пока некто не обнаружил в кеше поиска Яндекса тексты отправленных сообщений вместе с номерами телефонов. Поисковые роботы вообще склонны тащить в индекс всё, что плохо лежит, и после обнаружения SMS разнообразные люди и организации нашли в Яндексе данные покупателей в сексшопах, информацию о приобретателях ЖД-билетов и много всякого другого. Google и Яндекс выпустили воззвания к веб-мастерам с просьбами грамотнее настраивать robots.txt, а Яндекс даже сделал об этом файле мультик и сувенирную майку.
•    Яндекс пострадал и в другом скандале, и тоже не по своей вине, и тоже в связи с чувствительной информацией. Навальный собирал на «Роспил» пожертвования через Яндекс.Деньги, и вдруг жертвователям начали звонить представители движения «Наши», демонстрировать знакомство с конфиденциальной информацией и задавать странные вопросы. Яндекс.Деньги действительно передавали данные жертвователей ФСБ – проигнорировать запрос от этой организации компания не могла. Как эти данные оказались у «Наших» - вопрос, до сих пор не проясненный.
•    Манифесты Павла Дурова, в первую очередь относительно компании Mail.ru Group (хотя, досталось и другим,например, Яндексу), вызвали противоречивую реакцию. «Неистовый миноритарий» опровергал в прессе заявления руководства Mail.ru о возможной интеграции со «ВКонтакте», показывал главному акционеру неприличные жесты, обзывал все его сервисы «безвкусным складом вареза и вирусов», блокируя у себя ссылки на них, обвинял во взятках и приписывал Гришину нехорошие слова. Сам Гришин только один раз публично ответил Дурову – в своем блоге в Мирах@Mail.ru, закрыв пост от комментирования и зашифровав его так, что понимание того, кому и на что он отвечает, оставалось исключительно на совести читателя.
•    Безопасность «ВКонтакте» стала была поставлена под сомнение в результате сущей ерунды – молодые люди, увлекаясь путешествиями по питерским крышам, зашли в открытую форточку подводной лодки офиса «ВКонтакте», и вместо того, чтобы взять под свой контроль телеграф, телефон, мосты и вокзалы, написали какую-то фигню на стене Дурова и сфотографировались в интерьере. Общественность до сих пор не понимает, во что ей верить – то ли в невероятную беспечность «вконтактика» (окна нараспашку, компьютер Дурова не запаролен), то ли в тщательно спланированную вирусную PR-акцию. На этом дело не кончилось, и еще как минимум два раза посторонние получали доступ к ВК-аккаунту Дурова и постили что-то от себя. Впрочем, от этого никто не застрахован, и скандальности хватало максимум на неделю массовых обсуждений.
•    Google запретил Яндекс. Схватка двух якодзун поиска в Рунете в 2011 году вопреки законам диалектики перешла из качества в количество. Качество поиска у двух систем сравнимое, Яндекс, кстати, закрыл в этом году самое слабое место – актуальность (свежесть) поисковых результатов. Началась война дистрибуции – кто лучше и больше запартнёрится, кто хитрее заставит установить себя по умолчанию вместе с какой-нибудь посторонней программой и т.п. Пользователи стонут: ставишь QIP, потом везде оказывается Яндекс. Google пролез даже на благотворительный стартап 1minute.ru: чтобы помочь обездоленным детям, надо установить Google Chrome.
Chrome рос в этом году по всему миру. В том числе в России. Большинство экспертов считает, что именно благодаря этому доля Яндекса на поисковом рынке Рунета перестала увеличиваться. Но Google было этого недостаточно. И осенью 2011 года исчезла возможность выбора поиска по умолчанию в процессе установки браузера. Забравшись в код, интересующиеся обнаружили, что это было сделано только для установок из России. Яндекс громко негодовал в прессе, опцию вернули. Негодовал не просто так: исследования говорят, что всего 5% пользователей вообще меняют хоть какие-то настройки по умолчанию.
•    Google вообще-то умеет скандалить и знает, что гораздо лучше выглядеть не хищником, а жертвой. В феврале 2011 Google объявил себя жертвой Bing, амбициозного и интересного поисковика от Microsoft. «Bing ворует наши результаты поиска», - так сформулировал Google результаты эксперимента. В ходе эксперимента сотрудники Google, переодетые в костюмы Простого Пользователя, делали в Google запросы в виде несуществующих слов, в ответ на которые находили специально созданные страницы с этими словами. Через некоторое время страницы появились в индексе Bing, хотя стандартные источники их индексирования Google для Bing перекрыл. Microsoft сделал ответный шаг и доказал, что Google точно так же получает информацию через свой тулбар и браузер, но остался в роли оправдывающегося.
•    Вышеописанный скандал – это всё-таки не про Рунет, но раз уж мы его коснулись, вспомним и еще один «из жизни заграницы». Весной обнаружилось, что Facebook специально нанял PR-компанию для распространения негативных новостей про Google. Никто не чист, никто не светел, никому верить нельзя…
•    Вы, наверное, удивитесь, но стартап Ostrovok.ru тоже считается широко скандальным в узких кругах. Для стартапа плохого пиара не бывает, любые упоминания работают на пользу. Островок прославился своеобразной политикой хантинга. Задирая зарплаты, проект вытаскивал людей из топ-компаний Рунета, изрядно поживился, в том числе, за счет Яндекса, показал свой офис на TechCrunch, особенно интересен тем, что на 15 тысяч повышает зарплату тому сотруднику, который готов переехать в московский район «Хамовники».
•    И снова Mail.ru Group, на этот раз не жертва, а драйвер скандала. Компания разорила «Бегун», уведя оттуда основателя и CEO с группой ключевых сотрудников. Группа теперь работает над рекламной системой Target@Mail.ru, а «Бегуну» пришлось пережить тотальную перестройку, которая, вместе с корректировкой стратегии должна пойти компании на пользу. Пресс-релиз о своем уходе Алексей Басов разослал первого апреля, что добавило живости происходящему.


Людмила Кудрявцева
Источник: Roem.ru