Александр Оськин: Наступивший год не сулит ничего хорошего российским СМИ

Наступил новый 2012 год,  время подводить итоги года ушедшего, строить планы на год Дракона. К сожалению, в прошлом году в отечественной медиаотрасли было больше потерь и поражений, чем приобретений и побед.

Количество печатных СМИ и их тиражи упали, подписка на газеты и журналы сократилась. Попытки издателей заработать в Интернете кончились неудачей, доходность здесь составляла примерно 2-3 процента, и это на фоне обширных публикаций и высказываний о предстоящей кончине печатных СМИ. Налоговая нагрузка на медиаотрасль только выросла. Таможенные пошлины на не производимые в России сорта типографской бумаги вернулись к прежнему уровню, а на некоторые сорта и выросли. Отчисления в социальные фонды в размере 36 процентов от ФОТ стали ещё одной удавкой на медиаотрасли и прежде всего на распространении прессы. Усилились гонения властей на систему распространения прессы и прежде всего на киоски. Здесь власть и крупный ритейл сошлись в едином порыве, для некоторых регионов киоски прессы оказались неинтересными, т.к. это не шаурма или пиво, здесь незаконных поборов и взяток особо не соберёшь. Для супермаркетов не только пресса, но и любая мелкая розница также не нужна, потому что сокращает число покупателей в торговых центрах, гипер-  и супермаркетах. Число безработных журналистов и продавцов прессы стало больше. Подписка на газеты и журналы продолжает падать со скоростью 1-2 процента в полугодие, но это в среднем,  для ежедневных газет этот показатель значительно хуже.

Власть, имея контролируемый «зомби-ящик» и несколько сотен прикормленных газет, ничем другим больше не интересуется, поддержки не оказывает.

Поэтому, с грустью проводив ушедший год, я не испытываю никакого энтузиазма в отношении года наступившего. Молодёжь всё меньше читает текст на бумаге, а в Интернете больше «чирикает» и пишет примитивные опусы.

Это в Европе в 2011 году взяли курс на введение нулевого НДС на печатные и электронные СМИ. Это в западных странах правительства оказывают серьёзную поддержку печатным изданиям, выделяют субсидии на торговые объекты прессы. Это только парламенты стран ЕС принимают законы в поддержку медиаотрасли и финансирования льготной подписки для молодёжи.

В Кремле и Белом доме начались кадровые перестановки, но общеполитический тренд, видимо, не изменится. У поляков есть по этому поводу мрачная шутка о том, что люди во власти – как воробьи на ветках. Дерево потрясли - все воробьи улетели, а потом вернулись назад, но расселись уже по другим веткам.

Хотелось бы, чтобы все негативные тенденции в нашей отрасли остались в ушедшем году, но особой уверенности у меня в этом нет. Хотя есть одна любопытная новость. В конце 2011года в столице стала выходить кладбищенская газета «Московский некрополь». Она будет освещать различные аспекты ритуальных услуг, похоронного дела и распространяться на кладбищах и в офисах соответствующих профильных контор. Проект новый, но очень перспективный.


Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/48598.html)