Это наблюдается на всей территории страны, от Владивостока до Калининграда. Последние события в Саратове стали наиболее показательными. Местный мэр, г-н Грищенко О.В., вопреки законодательству и здравому смыслу расторгнул все договоры с «Роспечатью», главным продавцом газет, журналов и книг.
Система распространения прессы в городе будет уничтожена – на сегодняшний день уже ликвидировано 11 киосков. Это повлечёт не только финансовые потери предприятия, угрозу безработицы для 200 членов коллектива, снижение налоговых поступлений в городскую казну. Сворачивание уличной торговли ущемляет права жителей города, которые реально лишаются возможности приобретения газет и журналов в «шаговой» доступности, накануне президентских выборов идёт грубая «зачистка» информационного поля, давление на позицию независимых СМИ и позицию журналистов - об этом говорится в заявлении Саратовского отделения Союза журналистов России.
Возражения общественности мэр не слышит, но он не слышит и губернатора области в силу обострения конфликта между городской и областной властью. Полпред президента в Приволжском Федеральном округе М.В.Бабич безмолствует. Минсвязи не имеет полномочий на обуздание саратовского градоначальника, впрочем, как и других градоначальников в стране.
Парадоксально, но очень похожие процессы происходят в ряде столиц на постсоветском пространстве. В 2011 году в Баку, Тбилиси и Киеве практически одновременно местные власти также взяли курс на ликвидацию популярных и массовых торговых объектов прессы. Это тем более удивительно, что в Европе наблюдаются обратные прцессы. В условиях падения интереса к чтению у населения, и прежде всего у молодёжи, здесь реализуют серьёзные экономические меры по поддержке СМИ и системы распространения печати. Чего стоит одно только решение Европарламента, рекомендующее членам ЕС обнулить НДС на печатные и электронные СМИ в целях поддержки медиаотрасли!
В чём причина гонений властей на торговые объекты прессы? На мой взгляд, здесь могут работать два механизма. Первый. Киоски прессы имеют очень низкий потенциал для выплаты взяток, черных налогов, содержания «крыши». Газеты, журналы – это вам не шаурма или пиво. Тут особо не разгуляешься. Отсюда и произвол. Вместо защиты и поддержки киосков прессы, которые, по сути, являются самым массовым объектом культуры и информации в стране. А второй возможный системный повод бороться с мелкой розницей, к которой относят киоски, - это реализация интересов крупного ритейла (минимаркетов, супер- и гипермаркетов). Для них вся мелкая розница мешает увеличивать средний товарный чек и число покупателей. У меня есть предположение, что во многих случаях гонения на киоски прессы в регионах России оба эти механизма проявляются одновременно.
Всё это достаточно печально, потому что торговые объекты прессы, на мой взгляд, должны быть не только сохранены и расширены в своей дислокации. Киоски прессы должны перерасти в массовые и доступные населению объекты культуры и информации, предоставляющие возможность приобретения печатных СМИ, книг и другой, мультимедийной продукции и различных информационных услуг. Плюс широкий спектр «мелочёвки», которую человеку нужно приобрести по дороге на работу или учёбу без потери времени на посещение супермаркета. В интересах российской власти было бы защитить и поддержать действующие киоски прессы и их преобразование в современные мультимедийные информационные объекты. Тут нужны налоговые льготы, льготы на аренду, прямые субсидии и др. Но, к сожалению, у нас в стране лозунги о поддержке малого бизнеса носят в значительной мере декларативный характер. Ежегодно на поддержку малого бизнеса в бюджете выделяется более 20 млрд. рублей. Куда они деваются – неизвестно. Хотя бы Счётная палата заинтересовалась этой проблемой!
В течение прошлого года от медиаотрасли поступали многочисленные предложения в адрес Президента, Правительства и Федерального Собрания РФ о поддержке нашего социально значимого бизнеса в части снижения налогообложения, таможенных пошлин, о льготной подписке для молодёжи, поддержке розничных продаж прессы и др. Однако реальных действий предпринято не было. Вот и возникает вопрос: как можно достучаться до власти? Нас не слышат ни в центре, ни в регионах. Может, поэтому и распоясался мэр Саратова, а может, он является яркой иллюстрацией того, что вертикаль власти стала давать сбои, и по этой вертикали информация не проходит в обе стороны – ни вверх, ни вниз. А режим ручного управления для города Саратова, как и для всех наших киосков прессы, не работает, потому что руки просто не доходят.
Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/)
Киоски прессы гнобят не только в Саратове, но и в Баку, Тбилиси и Киеве
Судьба киосков прессы в России в настоящее время просто печальна. За исключением Москвы и Санкт-Петербурга, региональные власти избрали в качестве объекта применения своего административного рвения самое слабое звено в системе розничных продаж – киоски прессы.