Проект
Концепция развития киосковых сетей прессы в Российской Федерации
1. Введение
Предлагаемая концепция развития рынка розничного распространения печатных СМИ в субъектах Российской федерации, представляет собой комплексный системный подход к оценке роли и места данного сегмента, и перспектив его развития на ближайшие 5-10 лет.
Предназначение Концепции – определить принципы и пути формирования единой государственной политики в сфере розничного распространения печатной продукции в субъектах РФ и регулирования отношений на основе:
- разработки стратегии развития системы розничного распространения печатной продукции в регионах РФ, исходя из общегосударственных интересов;
- совершенствования и дальнейшего развития нормативно-правовой базы в сфере розничного распространения печатной продукции;
- разработки и реализации региональных целевых программ и проектов развития сферы розничного распространения печатной продукции.
2. Роль печатных СМИ в эпоху интернета
Печатные СМИ исторически выступали основным гарантом информационной безопасности страны, т.к. свободный доступ читателей к печатной продукции по собственному выбору является неотъемлемой частью демократического прогресса, культурного и национального самоопределения, а свобода распространения печати является необходимой и неотъемлемой частью свободы прессы. Печатные издания всегда выполняли социально значимую функцию, прежде всего, за счет максимально полного и компетентного информирования граждан обо всех наиболее значимых событиях и явлениях, происходящих в обществе, о позиции и действиях властей, их усилиях, направленных на решение волнующих граждан вопросов и проблем.
Система распространения печатной продукции, в свою очередь, является национальным ресурсом, формой реализации конституционного права граждан на получение информации, инструментом обеспечения свободы слова, формирования в единого информационного пространства и укрепления информационной безопасности страны.
Несмотря на регулярно звучащие апокалипсические прогнозы о скорой гибели печатных СМИ, для многих граждан, особенно в регионах, печатные СМИ являются авторитетным источником новостной, аналитической и развлекательной информации. Социологические исследования показывают, что уровень доверия со стороны населения к печатной прессе по-прежнему высок. Кроме того, как показывает и российский и зарубежный опыт, бумажные СМИ были и остаются гораздо более прибыльными, нежели цифровые аналоги. В целом по статистике, даже в успешных издательских домах доходы от он-лайн активности не превышают 18% от общего дохода, в среднем же составляют 2-3%. Таким образом, печатные версии были и останутся в среднесрочной перспективе наиболее успешной бизнес-моделью издательского бизнеса. Поэтому негативные тенденции, наблюдаемые на рынке распространения в последнее время, сильно осложняют ситуацию во всей издательско-полиграфической отрасли.
Печатные СМИ вместе с электронными СМИ в настоящее время представляют собой важный конгломерат в формировании личности. В общем информационном потоке, в котором находится современный человек, печатные СМИ будут продолжать играть лидирующую роль в объективном и качественном информационном обслуживании граждан.
3. Социальная значимость системы распространения печатных СМИ
В настоящее время только в сегменте распространения печатной продукции занято
более 100 тыс. человек. Создана серьёзная технологическая база, включающая складские и экспедиционные комплексы, дорогостоящее IT-обеспечение, курьерскую доставку и целый ряд других сервисных служб. Также следует отметить, что полиграфическая отрасль остаётся важным сегментом в экономике России и негативные тенденции в медиа-среде в целом и на рынке распространения печатной продукции в частности крайне влияет на полиграфическое производство, в которой занято более 430 тыс. человек. Кроме того, за последние несколько лет в стране были организованы крупные печатные производства, особенно в журнальном секторе, были созданы крупные комплексы: “АСТ-МПД", ПК “Пушкинская площадь", “Первый полиграфкомбинат” (г. Москва) и “МДМ-Печать" (г. Санкт-Петербург). Одновременно, целый ряд действующих типографий осуществили комплексную модернизацию, обеспечивающую производство тиражной, высококачественной журнальной продукции.
Дальнейшее развитие кризисных явлений, наблюдаемых в сегменте распространения периодической печати, без принятия конкретных мер поддержки рынка со стороны государства, угрожает целым рядом иных негативных последствий. А именно: полным исключением инвестиционной и инновационной составляющей из деятельности ведущих полиграфических предприятий, ликвидацией целого ряда средних и малых типографий, усилением безработицы, значительным сокращением доходов федерального и регионального бюджетов, усилением социальной напряженности в трудовых коллективах и в целом в отрасли.
Система розничного распространения прессы играет важную роль в продвижении социально значимых изданий. В ходе проведения предвыборных кампаний система распространения работает с дополнительной нагрузкой, обеспечивая доступ населения к информации. При этом существующего в настоящее время в России количества розничных точек по продаже прессы недостаточно. Отставание от европейских норм ощутимо даже в Москве. Средний европейский показатель – 1 торговый объект прессы на тысячу жителей. Лидирует по этому показателю рынок Чехии, где один объект прессы обслуживает 400 человек, в Польше – 1 киоск на 650 человек, в Германии – на 700. Даже в США, не смотря на то, что порядка 80% тиражей печатных СМИ распространяется по подписке, на одну розничную точку приходится 1600 человек. Россия же отстает от европейского уровня в 5 раз, Москва – в 3 раза, СПб - в 4 раза.
4. Будущее киосков прессы
Что касается розничного распространения, то киоски прессы являются одним из основных розничных каналов реализации печатных СМИ. Если рассматривать рынок розничных продаж, без учёта подписки и бесплатно распространяемых изданий, то через киоски прессы в России, по экспертным оценкам, реализуется порядка 60% тиражей газет и журналов. Киоски и в настоящее время не утратили своей актуальности для рынка и являются основной демократичной, массовой и наиболее эффективной формой распространения газет, общественно-политических изданий и книг, т.к. именно в киосках представлен максимально широкий ассортимент прессы и книг, находящийся в шаговой доступности большинства россиян.
Следует отметить, что, согласно зарубежному опыту, функции киосков прессы расширяются. Киоски предоставляют населению различные услуги, в т.ч. информационные, рекламные, осуществляют приём платежей, производят выдачу заказов интернет-магазинов. Многие европейские государства в этот сложный для печатной прессы период, оказывают киосковым сетям господдержку в виде налоговых льгот и прямой финансовой помощи.
Нам представляется, что российские традиционные киоски прессы в среднесрочной перспективе должны быть модернизированы в соответствии с требованиями и вызовами нашего времени, и уже в обозримом будущем стать мультимедийными универсальными точками – объектами культуры каждого микрорайона, оказывающими населению целый комплекс социально-значимых услуг: платёжный терминал, раздачу справочной информации (визуальной, аудио и печатной), интерактивную карту, раздачу контента по блютуз или wi-fi (звукового, фото, видео), выдачу интернет-заказов, курьерские услуги и т.п. Площадь таких объектов должна составлять не менее 10-12 кв.м., желательно чтобы объекты были павильонного типа с входом внутрь. При этом торговый объект прессы категории «А» должен иметь не менее 1 тысячи наименований газет, журналов, книг и иных информационных носителей. Торговые объекты прессы категории «В» должны иметь не менее чем 500 наименований газет, журналов, книг и других носителей информации. Площадь такого объекта может быть 6-8 кв. метров. Объекты категории «С» должны иметь до 50 наименований газет, журналов и книг, и может носить мобильный, сезонный характер. Также необходимо рассмотреть потенциальные возможности киосков прессы категорий «А» и «В» в сотрудничестве с местными органами власти в части активной работы с населением по социально-значимым направлениям. Такие киоски в перспективе должны стать не только объектами культуры в своих микрорайонах, но и выполнять функцию интерактивного канала для двусторонней связи населения с органами власти для информационного взаимодействия
5. Экономические аспекты функционирования киосков прессы
Широкий ассортимент, предлагаемый жителям Москвы в шаговой доступности киосками прессы, требует высоких затрат распространителя на организацию всего торгового процесса.
Одна из основных статей затрат – это транспортно-складская логистика. Специфика рынка состоит в том, что периодическая печатная продукция, особенно газеты, имеют очень короткий жизненный цикл, поэтому на системе распространения лежит ежедневная высокая логистическая нагрузка по обработке как прямого, так и обратного потоков тиражей. Аренда автотранспорта для доставки товара на торговую точку составляет 350 рублей за час, и данный вид услуг для розничного распространения является постоянными затратами, а не как у всех - переменными. Для поддержания киоска в рабочем состоянии необходимо тратить минимум 25 тыс. рублей ежемесячно, заработная плата продавцам зачастую составляет до 13% от выручки.
Развитие киосковой сети требует существенных инвестиций. Стоимость киоска составляет в среднем 350-400 тыс. рублей, а с учётом всех затрат, установка каждого нового киоска обходится компаниям в 500 тыс. рублей на одну торговую точку.
По расчётам экономистов, окупаемость, т.е. положительный финансовый результат наступает у сети, имеющей как минимум 65 киосков прессы. При меньшем количестве сеть либо убыточна, либо работает по чёрным схемам и уклоняется от налогов. А чтобы окупить вложения в экспедиционные площадки, линии сортировки и IТ-системы требуется около 10 лет при условии существования у каждого дистрибутора сети киосков в несколько сотен штук.
Для сохранения системы распространения объектам прессы необходимо обеспечить уровень рентабельности не менее 5%. Это может быть достигнуто за счёт наличия в ассортименте товаров народного потребления, востребованного со стороны населения, в т.ч. сезонных, имеющих повышенный спрос, а также широкого спектра востребованных на рынке услуг.
6. Сотрудничество с местными органами власти в части активной работы с населением по социально-значимым направлениям.
Распространения печатной продукции через киосковые сети – это устойчивый и стабильный сектор распространения периодики, при этом рост его сдерживается отсутствием отлаженных и прозрачных механизмов регулирования порядка установки и функционирования этих торговых объектов и во многом определяется административной политикой.
В рамках плодотворного сотрудничества между участниками рынка розничного распространения прессы и органами власти федеральных округов РФ с целью обеспечения населению свободного доступа к информации и оказании других социально-значимых услуг, АРПП предлагает осуществить программу мер по поддержке и развитию розничных продаж прессы:
- внедрить саморегулирование отрасли в масштабах регионов;
- создать координационные советы региональных рынков распространения печатных СМИ из представителей распространителей, издателей и местных администраций;
- ввести классификацию объектов прессы, исходя из объёмов прессы и информационных услуг, разделять торговые точки на специализированные и неспециализированные, в которых пресса представлена как сопутствующая товарная группа. В ассортимент специализированных торговых объектов должно входить не менее 350 наименований периодических изданий, а также широкий ассортимент другой печатной и мультимедийной продукции;
- упростить процедуру оформления мест и установки новых торговых объектов по реализации периодической печатной продукции;
- объекты по продаже печатных СМИ в приоритетном порядке располагать на пересечении транспортных потоков, в местах наиболее нагруженными пешеходами и пассажирами общественного транспорта;
- договора аренды на новые или освобождаемые площади для нужд дистрибуции бумажных СМИ, проводить на основании открытых конкурсов с привлечением общественных организаций;
- устранить противоречие между положениями Гражданского кодекса РФ о свободе торговли и попытками региональных властей ограничить ассортимент товаров народного потребления, разрешённых к реализации в киосковых сетях розничного распространения прессы;
- разрешить размещение рекламоносителей на торговых объектах сетей розничного распространения прессы;
- разрешить торговым объектам по реализации периодической печатной продукции оказывать различные услуги населению, в том числе: осуществлять курьерские услуги, услуги по приёму коммунальных и прочих платежей, выдачу интернет-заказов, проведение социологических исследований, оказание услуг коммунальным и административным службам по сбору информации от жителей обслуживаемого киоском района и т.п.;
- включить предприятия по реализации периодической печатной продукции в категорию арендаторов, арендная плата которых исчисляется в особом порядке – с применением понижающего корректирующего (социального) коэффициента;
- ввести на всей территории РФ базовый норматив количества объектов по продаже печатной продукции с учётом европейских стандартов в расчёте 1 специализированный торговый объект прессы на одну тысячу жителей субъектов РФ при обеспечении минимального уровня рентабельности 5%;
- ввести долгосрочные договорные отношения по сохранению мест под киоски печати сроком до 7-10 лет с предоставлением приоритетной пролонгации
- установить льготные тарифы на потребляемую электроэнергию и подключение торговых объектов к электросетям для предприятий, реализующим периодическую печатную продукцию в розницу;
- установить льготные ставки для предприятий по реализации периодической печатной продукции тарифы на коммуникационные расходы.
Реализация положений и идей Концепции существенно ускорит становление цивилизованного рынка распространения печатной продукции в Российской Федерации и предлагает всем его участникам, по возможности, присоединится к её реализации. Очевидно, что в настоящее время сугубо рыночная стратегия развития федерального и региональных рынков распространения печати в Российской Федерации, не может быть реализована без ускоренного создания единых нормативно-правовых и организационно-административных условий их функционирования.
Настоящая концепция может быть реализована посредством разработки и продвижения внесённых предложений по формированию оптимальной нормативно-правовой базы для развития информационной сферы и региональных рынков периодической печати, а также механизмов саморегулирования их деятельности.
Экспертная группа АРПП