Киоски по продаже прессы могут превратиться в полноценные торговые точки

Киоски по продаже прессы могут начать торговать цифровым контентом, оказывать услуги выдачи интернет-заказов, приема платежей и т.д. Такие предложения содержатся в концепции, подготовленной Ассоциацией распространителей печатной продукции (АРПП). Эти меры могут повысить рентабельность данного вида бизнеса — сейчас сеть киосков, торгующих периодикой, окупается минимум десять лет.

«Если рассматривать рынок розничных продаж без учета подписки и бесплатно распространяемых изданий, то через киоски прессы в России, по экспертным оценкам, реализуется порядка 60% тиражей газет и журналов», — говорится в проекте документа. Его авторы считают, что российские традиционные киоски прессы в среднесрочной перспективе должны быть модернизированы в мультимедийные универсальные точки, выполняющие комплекс социально значимых для населения функций — платежный терминал, выдача справочной информации (визуальной, аудио и печатной), интерактивная карта, раздача контента по Bluetuth или Wi-Fi (звукового, фото, видео), выдача интернет-заказов, курьерские услуги и т.п. Площадь таких объектов должна составлять не менее 10—12 кв. м, желательно, чтобы они были павильонного типа с входом внутрь. При этом торговый объект прессы должен иметь не менее тысячи наименований газет, журналов, книг и иных информационных носителей.

«Сейчас каждый регион самостоятельно определяет, какой процент продукции в киоске приходится на печатные СМИ, а какой — на сопутствующие товары, причем также принимается во внимание и ассортимент сопутствующих товаров, — пояснил председатель правления АРПП Александр Оськин. — В частности, в Москве не менее 50% продукции должно приходиться на прессу и книги. Но мы призываем субъекты Федерации пересмотреть эти прин­ципы — они устарели, так как сейчас информация передается с помощью самых разнообразных носителей. Но чтобы развивать киосковые сети по новым стандартам, требуются существенные инвестиции».

Стоимость киоска, по подсчетам экспертов, составляет в среднем 500—600 тыс. руб., а с учетом всех затрат установка каждого нового киоска обходится компаниям примерно в 750 тыс. руб. По расчетам экономистов, окупаемость наступает у сети, имеющей как минимум 65 киосков прессы. При меньшем количестве сеть либо убыточна, либо работает по черным схемам и уклоняется от налогов. А чтобы окупить вложения в экс­педиционные площадки, линии сортировки и IT-системы, требуется около десяти лет при условии существования у каждого дистрибьютора сети киосков в несколько сотен штук.

Для сохранения системы распространения объектам прессы необходимо обеспечить уровень рентабельности не менее 5%. Это может быть достигнуто за счет наличия в ассортименте товаров народного потребления, в том числе сезонных, имеющих повышенный спрос, а также широкого спектра востребованных на рынке услуг.

«Какие-то услуги, например прием платежей и выдача интернет-заказов, в принципе могут быть востребованы, но выход на этот рынок киосков по продаже печати явно не приведет к каким-то глобальным изменениям на рынке», — говорит президент «Евросети» Александр Малис.

Екатерина Севрюкова

Источник: РБК daily