Оппоненты у такой формы протеста есть даже среди идеологических сторонников сервиса Джимми Уэлса. «Это же просто глупо. Закрывать глобальный бизнес, реагируя на всего лишь одну тему внутренней политики, – это дурость», – написал в своем микроблоге глава Twitter Дэйв Костоло. При этом Twitter остается активным противником SOPA, не поддерживая лишь формат забастовки.
У критиков забастовки есть и еще один важный довод. Как и предсказывалось, история с антипиратской инициативой начинает развиваться по оптимистичному сценарию. Перестав быть сугубо отраслевым фактором и перейдя в плоскость политической и общественной дискуссии, антипиратские законы медленно, но верно, сдуваются. В Администрации президента США заявили, что SOPA подрывает развитие глобальной сети и пообещали, что, если антипиратские законопроекты пройдут Конгресс, на них будет наложено президентское вето. Палата Представителей уже отложила рассмотрение законопроекта. А один из авторов законопроектов Ламар Смит не исключил, что из законопроектов могут исключить статью, которая обязывает провайдеров и поисковые системы блокировать сайты, предположительно нарушающие авторские права, по первому запросу правообладателя. Если это произойдет, это будет уже другой законопроект, с другой дискуссией, не столь драматичной.
Означает ли это, что Wikipedia все-таки бастует зря? На этом этапе, когда отступление противника намечается, но еще не объявлено окончательно, такие публичные акции точно не бессмысленны. И если кто-то и может бастовать со спокойной душой, так это именно Wikipedia – бизнес без бизнеса, сервис, изначально построенный на производстве коллективного продукта, символ нового гражданского интернета. Wikipedia в кампании против SOPA – лучшее знамя протеста. Но забастовка 18 января должна стать последней эффектной точкой политического акционизма в кампании против антипиратских законов. Общество проснулось, в обсуждение пришла политика, законопроекты уже не будут утверждены в нынешнем виде. А вот дальше пора подключать юристов и придумывать новые ходы. Пришло время кропотливой работы в кабинетах и за столами переговоров. И в этом смысле прав Дэйв Костоло, призывающий заменить акции юридическим лоббированием своих интересов.
Что может и должно сделать прогрессивное интернет-сообщество сегодня? Здесь можно лишь присоединиться к тем конструктивным силам, которые давно и упорно предлагают несколько простых вещей.
1. Создать общий правовой комитет, сформированный из представителей юридических подразделений крупнейших интернет-компаний – противников SOPA. Разработать регламент его работы, сформировать принципы принятия решений, создать коллективный руководящий орган. Те ассоциации, которые есть сегодня (вроде NetCoalition), не справляются с функцией единого мозгового юридического центра. Нужен именно коллективный разум кабинетных юристов, а не бизнесменов, идеологов и публичных правозащитников.
2. Разработать пакет поправок к существующим законодательным актам и пакет альтернативных законопроектов, регулирующих вопросы интеллектуальной собственности в интернете. Пока позиция оппонентов SOPA основана на отрицании цензуры и новых законов как таковых. Между тем проблема назрела, и если интернет-компании не предложат свои юридические механизмы, лоббирование жестких законов со стороны правообладателей продолжится. Важно, чтобы альтернативных законопроектов было несколько, чтобы они предлагали разные правовые пути развития современного интернета. Это позволит стимулировать общественную дискуссию и станет мощным информационным инструментом против лоббистов SOPA в парламенте. Еще важнее, чтобы это были именно проработанные, написанные юридическим языков, законопроекты, которые в любой момент могут быть представлены на рассмотрение парламента. Декларациями в этот раз не отделаться.
3. К числу сторонников прогрессивного интернета должны примкнуть звезды рынка, которым формально SOPA не угрожает даже в нынешнем виде. Это, например, Netflix и Spotify. С одной стороны, эти компании никогда не участвовали в агрессивных кампаниях против существующих норм регулирования интернета, не декларировали своим приоритеом борьбу с пиратством, не выдвигали жестких требований к поисковикам. С другой стороны именно они доказали, что Голливуд и Силиконовая долина способны бороться с пиратством совместными усилиями. Netflix и Spotify в глазах правообладателей – яркие символы эволюции интернет-бизнеса, они доказали, что способны выходить за рамки общепринятых правил, искать и находить модели, выгодные всем сторонам: и правообладателям, и интернет-бизнесу, и пользователям. Показательно интервью контент-директора Netflix Теда Сарандоса: он прямо говорит, что компания думает о разработке компромиссных законодательных предложений, не столь радикальных, как SOPA, но и фильтрующих любой сетевой анархизм. Лучшего посредника для переговоров между интернет-компаниями и правообладателями-лоббистами SOPA сегодня не найти.