Рейтинг популярности (TPR) российских СМИ IV квартал 2011 г.

На расстановку участников по местам рейтинга в IV-м квартале существенное влияние оказали скандальные события, связанные с проведением выборов в Государственную Думу РФ, а также плотная работа некоторых изданий с актуальными на данный момент политическими персонами.

Осуждение в СМИ и социальных медиа конфликта вокруг публикации «Коммерсантъ-Власть» испорченного избирательного бюллетеня и последовавшего за ним увольнения генерального директора ЗАО «Коммерсантъ-Холдинг» и главреда «КоммерсантЪ-Власти» резко повысили цитируемость журнала, выведя его в лидеры сегмента«Общественно-политические журналы». За последние 3 месяца 2011 года упоминаемость материалов «КоммерсантЪ – Власти» в традиционных масс-медиа выросла более чем в 2,5 раза, а в социальных медиа – более чем в 3 раза. Помимо этой истории, заметным вниманием других – статусных – изданий с широким аудиторным охватом, пользовалась и статья экс-олигарха Михаила Ходорковского, опубликованная в «Ъ-Власти» в сентябре. Положительное влияние на рост Title Popularity Rating журнала в IV квартале 2011 года оказал также рост стоимости размещения рекламы в нем. На второе место рейтинга в сегменте переместился журнал «Эксперт», которому даже, несмотря на положительную динамику аудиторного охвата, и объемов цитируемости в традиционных СМИ не удалось удержаться на первой позиции. Немного улучшить свой результат удалось«Итогам», оттеснившим благодаря публикации интервью со столичным мэром Сергеем Собяниным и беседы с председателем ЦИК Владимиром Чуровым своего соперника по сегменту журнала «Русский репортер» на 4-е место, заняв его позицию. Оба информационных повода стали причиной частого упоминания «Итогов» не только на высокопосещаемых сайтах (newsru.com, regnum.ru, rbc.ru и проч.), но и в публикациях деловых изданий «КоммерсантЪ», «Независимая газета» и других. Вместе с тем, нельзя не отметить, что отрыв «Русского репортера» от своего более успешного в IV-м квартале соперника рейтинга оказался невелик, что объясняется благополучным запуском издания своего нового проекта – премии   «Самые авторитетные люди России».

Сменился лидер и в сегменте «Общественно-политические газеты» - на первое место после временного ухудшения позиции вернулась «Комсомольская правда», подтвердившая стабильностью своих показателей главенствующую роль в сегменте. Чего нельзя сказать о «Российской газете», колебания – а в данном случае более чем 1,5-кратное снижение – цитируемости материалов которой не позволили ей подняться выше 3-го места. Вторую позицию рейтинга впервые с 2010 года заняли «Аргументы и Факты», вызвавшие высокий интерес блогосферы к своим материалам «Клинтон намерена бороться за права геев во всем мире», «Ненужные дети. Однажды они становятся взрослыми...» и других. Обращает на себя внимание также 6-е место «Новой газеты», которая после 7-го места в III-м квартале улучшила свой результат за счет расширения аудиторного охвата, а также за счет почти двукратного роста популярности материалов издания (о расследовании обстоятельств смерти юриста Василия Алексаняна и о конфликте вокруг обвинений «Единой России» в намеренной дискредитации блогера Алексея Навального).

В конце ноября 2011 года исследовательская компания TNS Gallup зафиксировала резкое падение аудитории газеты «Ведомости» - почти на 40%. Этот странный и неожиданный (по мнению некоторых опрошенных интернет-сайтом Mediaatlas.ru экспертов) скачок оказал влияние на изменения, произошедшие в Топ-3 сегмента «Деловые газеты». «Ведомости» сместились на 3-е место рейтинга, пропустив вперед «Известия», сохраняющие, впрочем, высокие объемы цитируемости, зафиксированные в прошлом квартале. Бессменным лидером сегмента осталась газета «Коммерсантъ», лишь укрепившая свое положение одного из основных поставщиков актуальной информации для других СМИ и социальных медиа (в обоих случаях цитируемость издания в IV-м квартале возросла почти в 2 раза). Помимо этого, в ноябре 2011 года компанией TNS Gallup был зафиксирован небольшой рост читательской аудитории «Коммерсанта».

Среди «Деловых журналов» целесообразно обратить внимание на заметный – один из самых больших за отчетный период – прирост рейтинга журнала «Итоги», которого изданию удалось добиться, помимо роста цитируемости в традиционных СМИ (см.выше), также и за счет широкого распространения выдержек из интервью с миллиардером Михаилом Прохоровым, растиражированными в блогосфере. Некоторые другие издания сегмента «Деловые журналы» поднялись в IV-м квартале на 1 позицию вверх, однако произошло это в основном за счет ухода с рынка и, соответственно, из рейтинга журнала «Финанс.», занимавшего в предыдущем квартале 6-ю позицию.

В сегменте «Популярных газет» отметим улучшение позиции «Московского комсомольца»  (+0,0229 пунктов рейтинга и 3-е место против более частого 4-го), которого газете удалось добиться благодаря более чем полуторакратному росту упоминаемости своих материалов в российской блогосфере.

TPR – профессиональная методика рэнкингования печатных изданий, оценивающая популярность печатных медиа с трех сторон: со стороны читателей, рекламодателей и журналистов.

Рейтинг составляется на основе открытых рассчитываемых данных и у читывает: аудиторный охват, стоимость размещения рекламы на 1-й полосе издания, цитируемость издания в других СМИ и цитируемость издания в социальных медиа (показатели популярности). В конечный рейтинг TPR входят издания, занимающие наиболее высокие места в своих категориях.

Данная методика может применяться для СМИ, различных как по тематическому значению, так и по их виду. Некоторые издания, входящие в рейтинг, в силу своей направленности, могут присутствовать сразу в двух тематических категориях – общественно-политической и деловой.

Источник: Ex Libris