Приведу статистику по печатным СМИ. По данным на 1 января 2012 года всего в России зарегистрировано 70473 печатных СМИ, 18820 электронных. В 2011 году запущено 6557 новых печатных изданий и 3085 электронных; закрыто 9104 печатных и 1847 электронных СМИ. Одни просто закрылись, другие перешли в интернет. В первую очередь исчезает «издательский мусор», во вторую очередь те, кто не хотят учиться «плавать». И этот процесс, надо признать, наблюдается не только в России, но во всех развитых странах.
В Испании, к примеру, на последней ассамблее Ассоциации издателей ежедневной прессы было признано, что возможностей для дальнейшего сокращения расходов при сохранении качества журналистского продукта практически не существует. В попытках сохранить свои ведущие издания, все крупные медиахолдинги начали разрабатывать планы их спасения.
Планы спасения носят, конечно, самый разнообразный характер, но среди них есть меры самые очевидные. Пять лет кризиса и падения рекламных доходов до 50% заставили издателей сокращать персонал, уменьшать оперативные издержки, пакетные продажи и др. Более продвинутые издатели, к которым относится, например, испанский холдинг Vocento, решил повысить потребительскую стоимость газет, а, соответственно, и спрос за счет новых технологий. Бесплатному журналу Que!, принадлежащему этому медиахолдингу, придумали новый имидж и ввели дополнительные функции, такие как использование кодов QR/BIDI. Теперь с 7 часов утра любой читатель, сосканировав код на свой ридер, сможет расширить доступный контент за счет мультимедийных средств.
Есть и другие организационно-политические методы для сохранения «плавучести» и в интересах спасения. Издатели-конкуренты объявляют «водяное» перемирие и разрабатывают планы слияния. По последней информации, издание LaRaz?n собираются объединить с прямыми конкурентами — консервативными газетами ABC и El Mundo, чтобы не потерять и так постоянно сужающийся рынок.
А что у нас в России? Последние встречи ведущих издателей печатных СМИ с премьером и президентом выявили одну интересную деталь – газетчики стали наперебой просить кандидата в президенты Путина В.В. размещать на их страницах свои программные статьи. Подобный информационный материал, безусловно, повысит спрос на издание, но исключительно на короткое время.
QR-код в России пытаются применять, по моим данным, только пара-тройка изданий, а использование прямых ссылок на товары в интернет- магазинах пока только изучается в глянцевых изданиях. Некоторые издатели уповают на государственную «сиську» в виде дотаций. Тем временем у нас, при полном равнодушии издательского сообщества, продолжает гнобиться система распространения печатных СМИ, уничтожаться киоски прессы. Сегодняшняя новость из Тольятти подтверждает этот тренд. Здесь мэрия решила снести киоски прессы «Роспечать».
А что издатели? Издатели безмолвствуют… Это в Чехии грамотные рекдакторы СМИ «пробили» закон, разрешающий киоскам прессы торговать алкоголем. Киосковые сети стали расширяться, цены на прессу упали. А Чехия заняла первое место в Европе по числу киосков прессы на душу населения (1 киоск на 450 жителей). Может эта мера для России и чрезмерна, но у нас этой сфере не делается ничего. Безумная региональная власть вкупе с налоговой удавкой имени Кудрина уничтожают нашу подписку и розницу.
Наш издатель самонадеян и разрознен. Это испанские издатели (не самой передовой европейской страны) способны идти на любые шаги, включая объединение с конкурентами. Это в Германии законодательство запрещает бесплатные газеты, чтобы поддержать основные платные издания. Это Евросоюз рекомендовал всем европейским странам обнулить НДС печатных и электронных СМИ. Это Франция выделяет до 4000 евро в год в качестве субсидий на каждый киоск прессы… А что же в нашем отечестве? У нас всё тоже – разобщенность медиасообщества и равнодушие власти к отрасли. Поэтому СМИ стабильно закрываются, система распространения и подписка поэтапно уничтожаются.
Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/49917.html)
Самое очевидное и самое печальное – спасаться могут не все. Одни не могут толком «плавать» в современном рынке, другие не хотят, потому что считают, что их волной вынесет на берег без усилий, а третьи – просто не понимают, что вокруг них. Поэтому в России происходит дальнейшее сокращение печатных СМИ.