В 15 из 21 рассмотренных стран количество человек, зарегистрированных в каких-либо социальных сетях, составило, по меньшей мере, 25% от всех жителей.
Ниже представлена таблица полученных данных (в процентах):
С каждым годом все больше людей активно подключаются к данным процессам. Пользователи входят в Интернет, чтобы узнать новости, найти интересующую их информацию, а когда они эти новости комментируют или пишут свои собственные заметки, то сами становятся генераторами контента. Таким образом, создание информационного пространства перестает быть прерогативой СМИ: люди с каждым разом все реже прибегают к традиционным источникам информации, чтобы получить ответы на свои вопросы.
Получается, что если печатная пресса, ослабленная финансовым кризисом, хочет выжить в цифровом мире, то она должна активно осваивать социальные сети, взаимодействовать с читателями в режиме реального времени, а не концентрироваться только лишь на воспроизведении бумажной версии на веб-ресурсах. Ведущие журналисты мира считают, что для выживания всем средствам массовой информации необходимо учитывать интересы и потребности клиентов через диалог с ними.
Даже такие гиганты, как The New York Times подстраиваются под новую среду. В декабре 2011 года руководство газеты объявило о намерении внести изменения в систему комментариев онлайн-версии издания. Цель – побудить читателей к участию в выпуске газеты, сформировать среду, похожую на социальную сеть.
В итоге, СМИ должны сохранить свою роль формирования общественного мнения, пусть и в другом формате. Связь с пользователем в виду ориентации на политические силы или тех людей, что читают газеты изо дня в день в течение многих лет, потеряна. Ведь аудитория газет и журналов стареет, а молодежи уже не нужны традиционные форматы. Все чаще звучит мнение, что журналистика сможет пережить исчезновение печатных изданий только с помощью развития «цифры», с переходом на удобные для пользователей способы получения информации, будь то смартфон, ноутбук, мобильный телефон, компьютер или телевизор.
Кроме участия пользователей в определении контента и существенно более быстрого, чем раньше, доступа к информации, изменения в отрасли журналистики происходят еще в одном аспекте: это трансформация бизнеса, изменение схем получения доходов.
Влияние социальных сетей затрагивает даже методы работы журналистов: теперь они регистрируют свои аккаунты, чтобы лучше понимать и пользоваться всеми преимуществами этого цифрового пространства. Самые популярные глобальные «социальные среды» — Twitter и Facebook — превратились в уникальный канал распространения и создания неисчислимого количества материалов: фото и видео, текстов, блогов, музыки, инфографики и т.д. Даже создаются новые правила игры и ограничения: например, максимальное количество символов в сообщениях Twitter, создание заголовков со скоростью вируса и т.п.
Протестные настроения, прокатившиеся в некоторых странах в прошлом году, показали, что даже если традиционные средства массовой информации умалчивают некоторые сообщения, у пользователей все равно остаются инструменты донесения этих новостей до общественности, и социальные сети играют в этом процессе главенствующую роль. С развитием цифровых возможностей модель «передающий – сообщение – принимающий» претерпела изменения: теперь тот, кому новости предназначены, может не только высказывать свое мнение, но и сам участвовать в их создании.
Анастасия Асейкина
Источник: PlanetaSMI.RU