Кампания может быть признана успешной. Несмотря на относительное падение подписных тиражей и каталожных сборов, ряд регионов и изданий продемонстрировали уверенный рост. Можно надеяться, что результаты подписной кампании помогут издателям изменить их пессимистичное отношение к перспективам своего бизнеса. Подписная кампания 2012-1 продемонстрировала множество примеров успешного роста тиражей, которому совершенно не помешали слухи о скорой «смерти газет».
«Результаты прошедшей подписной кампании позволяют сделать вывод о том, что прогнозы о скорой смерти подписки оказались преувеличением, - рассказывает Генеральный директор МАП Марина Ильинична Чечот, - но можно вести речь об относительном уменьшении подписных тиражей и спроса на ряд изданий высокой ценовой категории. Пресса меняется, приспосабливаясь к новым условиям, некоторые издания проводят ребрендинг. Главная проблема для рынка сегодня – ожидание кризиса печатной прессы и происходящая от этого неготовность издателей развивать бизнес. Если нет объективных оснований для кризиса, а есть его ожидание, он все равно может наступить. Надеюсь, что результаты подписной кампании сделают оценки издателями будущего подписки более оптимистичными».
Что можно сделать для роста подписных тиражей? Активнее работать с подписчиками, проводить призовые акции вместе с подписным агентством, конкурсы для почтовых работников, развивать новые сервисы подписки. В минувшую подписную кампанию «Межрегиональное агентство подписки» сделало упор на размещении рекламно-информационных материалов в почтовых отделениях и продвижении подписки в интернете. Кроме того, агентство выступило партнером всероссийского конкурса «Человек подписки 2011», Всероссийского конкурса журналистов «Золотой Гонг 2011» и Всероссийского конкурса «Золотой фонд прессы 2011».
Список регионов, ставших лидерами подписки по Каталогу российской прессы «Почта России», позволяет сделать вывод о том, что активное продвижение подписных услуг стало сегодня самым важным фактором развития подписки. Год назад лидерами подписки стали регионы, показавшие более 10% роста подписных тиражей. Сегодня среди рекордсменов те, кто показал рост более чем на 20%, относительно подписки 2011-1, – как традиционные лидеры, так и «новички». Результаты подписки 2012-1 лишний раз доказали, что социально-экономические показатели регионов не влияют на успешность в них подписных кампаний: в числе лидеров много дотационных регионов. Хорошие результаты показали также регионы, где хорошо развиты интернет-коммуникации.
В списке лидеров - Республика Бурятия, Пензенская область, Московская область, Калининградская область, Белгородская область, Свердловская область, Новгородская область, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий автономный округ и город Москва.
Появление в числе лидеров столицы России символично. Будучи самым населенным регионом страны, Москва традиционно демонстрировала очень низкую плотность подписки. Но сегодня ситуация начала меняться.
Высокие темпы роста в подписном сезоне 2012-1 продемонстрировала газета «Готовим дома»: 38 695% прироста относительно результатов подписки на 2011-1. Такой успех стал следствием проведенного издателем «ребрендинга»: изменились позиционирование издания, количество страниц и периодичность выхода.
Успех других изданий-рекордсменов также сопровождается необычным для стагнирующего рынка увеличением тиража. Второе в рейтинге изданий место заняла газета «Моя прекрасная дача», показавшая прирост подписного тиража на 1354%. На третьем месте – журнал «Садовод и огородник», добившийся прироста на 595%. На четвертом месте, с небольшим отставанием (прирост на 548%) – журнал «Звери. Домашние животные от А до Я». Пятый в рейтинге – журнал «Растем вместе» (прирост на 336%). На шестом месте журнал «Финансы и кредит» (317%), на седьмом – журнал «Международные банковские операции» (300%). Хорошие результаты показали также издания «Мировой судья с ежемесячным приложением» (рост на 292%), «Магия и красота» (рост на 284%), «Мастер Самоделкин» (рост на 270%) и «Знаменательное. Необъяснимое. Колдовское. Иррациональное» (рост на 266%).
За исключением издания «Моя прекрасная дача», в Каталоге печатной прессы «Почта России» произошла полная смена «тиражных» лидеров. Это свидетельствует о развитии рынка СМИ, несмотря на разговоры о кризисе печатной прессы. Другим положительным фактом стало появление в числе рекордсменов финансовых и иных «некулинарных» изданий. Время покажет, окажется ли эта тенденция долговременной.
Подписная кампания на первое полугодие 2012 года стала первой «посткризисной» кампанией, продемонстрировавшей положительные тенденции на рынке подписки. Станет ли она началом нового этапа развития подписки в России, покажет время.
Источник: Пресс-служба МАП
«Межрегиональное агентство подписки» (МАП) подвело итоги подписной кампании на первое полугодие 2012 года, знаменующей собой наступление 20-го юбилейного года существования российского рынка подписки.