С вступлением в силу закона ФЗ-83 практически все библиотеки перешли в новый для себя статус - бюджетные учреждения (БУ). Надеюсь, что с внедрением новой формы управления библиотека не станет бу, а будет конкурентоспособной современной, ибо оперативно реагируя на потребности пользователей, ей это позволит быть востребованной на рынке услуг.

Государство теперь выделяет деньги на конкретные услуги библиотеки (госзаказ), которую необходимо выполнять (исполнять свою основную деятельность). А как библиотеке дальше развиваться, как зарабатывать деньги - это уже головная боль руководства. В связи с изменением правового статуса, меняются уставы библиотек, где есть реальная возможность внести дополнительные услуги. Интересно, что изменилось?

Лично я считаю, что все услуги в библиотеке должны быть бесплатными. Платные услуги не делают библиотеку привлекательной, тем более сейчас, когда и так в библиотеки мало кто ходит. Библиотека - некоммерческая организация, созданная для обслуживания читателей в интересах развития общества.

Но библиотеке надо развиваться и реагировать на потребности пользователей, иначе в скором времени они вообще никому нужны не будут. Традиционное оказание услуг ксерокопирования, как мне кажется, уже не является серьезным источником дохода (если посчитать реальные затраты, то окажется, что услуга стоит дороже, чем за нее берут с пользователей).

Платные услуги, оказываемые библиотекой можно условно классифицировать на три группы:

1. Традиционные библиотечные платные услуги (ксерокопирование, полиграфическая работа, ЭДД и МБА, составление библиографических списков по различным тематикам (можно рассматривать самые нестандартные запросы); библиометрические исследования, печать по требованию);
2. Культурно-просветительские услуги, оказываемые в зависимости от статуса и местоположения библиотеки (организация платной парковки, организация буфета, организация экскурсий, библиотечная студия (ролики, реклама, оформление выставок); консалтинговые услуги; свадебная фотосессия в стенах библиотеки; организация авторских презентаций);
3. Услуги, близкие к библиотечным проектам (партнерство с книжной торговлей; библиотека как консультант, который советует и помогает, где и что в этом мире можно найти и на каких условиях (информационная логистика); использование возможностей отдел ИТ библиотек - администрирование сетей, создание web-сайтов, SEO-оптимизация сайтов и блогов в сети).

Если подумать, то вариантов может появиться немало. Надо постараться понять, что необходимо пользователям библиотеки в первую очередь. Библиотека может являться производителем вторичной информации, заниматься анализом, и эта информация действительно может принести существенный доход.

Андрей Федоров
Источник: Идеи. Технлогии. Решения