Динамика розничных цен на газеты и журналы в 2012 году

В 1 квартале 2012 года большинство издателей продолжили поставлять продукцию по «старым» ценам, что в основном обеспечило стабильность розничных цен на прессу.

Вместе с тем, ряд издателей повысили отпускные цены от 5%  до 15%  по отношению к концу 2011 года. Это привело к росту цен на 15% ассортимента газет и журналов. Среди них  телегиды («Семь дней», «Телепрограмма» и др.), еженедельные новостные издания («Ведомости», «Известия» и др.). Значимый рост цен (до 25%) произошел по сегменту детских изданий («Умняша», «Играем с Барби», «Дисней для малышей» и другие), где основной доход издатель получает от продаж, а не от рекламы.

Менее заметно повышение цен в сегменте женских и мужских глянцевых журналов. В преддверии Нового года  в продажу поступили специальные выпуски с более высокими ценами, а в начале 2012 года в свет вышли издания с прежней не повышенной ценой.  Благодаря этому рост цен на данных сегментах минимален. Не корректировали цены в сторону повышения автоиздания, за исключением журнала «Клаксон». По данным мониторинга, отсутствует рост цен и в растущем сегменте прессы – партворков.

Дистрибуторское звено рынка распространения прессы в большинстве случаев транслировало рынку издательское повышение цены в полном объеме, за исключением случаев, где договором предусмотрен ввод моратория на повышение цены. Средняя отпускная цена  издания в январе в дистрибуторском звене выросла на 6-8% по отношению к 4 кварталу 2011 года.

Небольшое повышение цен коснулось и розничного сегмента распространения периодической печатной продукции. Киосковые сети, точки нестанционарной розницы, минимаркеты прессы поднимали розничные цены в начале 2012 года только в случае роста закупочной цены (цены издателя). Согласно данных мониторинга, в сегменте розницы в начале 2012 года произошло повышение цен от 6% до 10% по отношению 4 кварталу 2011 года.

В 2012 году на рынке прессы  ожидается умеренный рост цен на периодическую печатную продукцию – не выше 15% в целом по рынку. Такие ожидания эксперты рынка связывают с тем, что рынок рекламы в центральной прессе опроверг пессимистические прогнозы, продемонстрировав в 4 квартале 2011 года  10-процентный прирост к уровню прошлого года. В 2012 году аналитические агентства прогнозируют, что рынок рекламы в прессе прибавит еще 10%.

Не ожидается значительного роста цен на бумагу: рост цен на мелованную бумагу в России в 2012 году составит не более 10%, а что касается газетных сортов, которые обеспечивают отечественные производители, и того ниже – 5-7%.

Таким образом, на рынке печатных СМИ прогнозируется умеренное повышение цен в размере инфляционных ожиданий.

Экспертная группа АРПП