Из московской подземки уберут треть газетных автоматов

Руководство метрополитена решило заменить их на билетные терминалы.

Межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка при мэрии одобрила обращение ГУП «Московский метрополитен», который захотел убрать из подземки часть газетных автоматов (протокол заседания комиссии имеется в распоряжении «Известий»). Место прессы в подземке займут билетные терминалы.

Массовая установка билетных терминалов в метро началась в конце прошлого года. Более 700 таких устройств уже нашли свое место, а к концу 2012 года их число вырастет до 1,5 тыс. Ради билетных автоматов, которые, по мнению властей, должны сократить очереди в кассы, руководство подземки готово пожертвовать многим. В конце декабря глава метрополитена Иван Беседин объявил о сокращении на 5–10% количества банкоматов на станциях. Теперь очередь дошла и до газетных автоматов.

Между тем департамент СМИ и рекламы, разрабатывающий предложения об их перепрофилировании, намерен максимально сохранить газетные автоматы в метро. По крайней мере в подземке останутся терминалы, которые размещены в переходах, а не в кассовых залах. Как пояснил «Известиям» представитель департамента Владимир Яковлев, всего в метрополитене размещено 878 торговых автоматов на 117 станциях. Через них реализуется 95 наименований изданий суммарным тиражом до 1,6 млн экземпляров в месяц (30–70 тыс. экземпляров в день).

После того как в 2004 году вышло постановление правительства о выводе торговых объектов за пределы 25-метровой зоны подземки, из метро ушли все распространители, кроме киосков «Метропресс». «Тиражи реализуемых ежедневных информационных изданий в городе снизились на 15%», — напомнил Яковлев. По его словам, организация газетных автоматов стала «частичной компенсационной мерой».

Заместитель гендиректора по развитию торговой сети ООО «Газетные автоматы» Сергей Румянцев рассказал, что метрополитен пока не убирает терминалы с прессой. «Мы все еще ведем переговоры о том, чтобы билетные автоматы устанавливались без ущерба для нас, и надеемся на успех», — отметил Румянцев.

Эксперты считают, что сокращение количества автоматов скажется на и без того небольших продажах газет.

— Требования к киоскам постоянно ужесточаются, а продавцов, предлагающих прессу с рук, много никогда не будет, — отметила исполнительный директор Гильдии издателей периодической печати Марина Давыдова.

По словам председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александра Оськина, по количеству точек продажи прессы Россия отстает от Европы в четыре раза, Москва — в три раза.

— Нужно вести разговоры о модернизации газетных автоматов, но не об уничтожении. Пусть у них будет шире ассортимент и больше возможностей давать сдачу, — считает Оськин. — В Канаде, например, газетные автоматы стоят просто на улице, их главный плюс — прессу можно купить даже ночью.

По словам Оськина, в 2011 году совокупный объем продаж прессы остался на уровне 2010 года и составил в Москве порядка 14 млрд рублей. «Наиболее эффективны продажи через киоски, но руководители СМИ довольны и результатами по газетным автоматам», — сказал глава АРПП. Лучше всего себя чувствуют на рынке развлекательные издания: женские журналы, телегиды, кулинарные издания, коллекционные журналы — партворки.

Между тем, по мнению главного редактора журнала «Журналистика и медиарынок» Владимира Касютина, «люди возле газетных автоматов явно не толпятся». Поэтому их возможное исчезновение он большой потерей не считает.

Источник: Известия