В переходы могут вернуть ларьки с музыкой и фильмами

Департамент торговли и услуг города Москвы рассмотрит обращение малого бизнеса о расширении ассортимента товаров, которые можно продавать в переходах столичного метрополитена.

Как рассказала «Известиям» представитель департамента торговли Анна Сергеева, предприниматели хотят вернуть под землю киоски с аудио- и видеодисками. Их продажа в метро была запрещена в 2009 году в рамках борьбы с контрафактом.

По мнению экспертного сообщества, диски выделяются на фоне остального черного списка, в который в основном входят скоропортящиеся и легковоспламеняющиеся товары, например, молочные продукты или спиртосодержащая косметика. «Аудиовизуальная же продукция, если она легальная, опасности не несет», — сказала Сергеева.

По ее словам, предложение о снятии запрета на торговлю дисками будет рассмотрено на одном из заседаний межведомственной комиссии под председательством заммэра Андрея Шаронова.

Руководитель Ассоциации арендаторов подземных переходов Сергей Марков рассказал «Известиям», что в 2009 году реализацией дисков занималось около 600 торговых точек в метро. Это 10–12% от всей торговли в переходах. «В каждом из 400 переходов были один-два киоска с аудио и видео, — напомнил он. — После запрета часть предпринимателей ушла с рынка, а кто-то переквалифицировался на открытки и сувениры».

По словам Маркова, продавцы дисков не просто хотят вернуться, но и готовы торговать исключительно легальной продукцией, считая справедливыми жесткие наказания для «пиратов». «На рынках и вокзалах ловят торговцев контрафактом, но не запрещают продажу дисков полностью. А подземные переходы поставлены в невыгодное положение», — подчеркнул он.

Эксперт добавил, что покупать диски в метро по пути домой удобнее и дешевле, чем в магазинах. При этом низкие цены, по его утверждению, обусловлены не наличием контрафакта, а стоимостью аренды. Месячная плата за киоск площадью 5–10 кв. м в переходе составляет около 14 тыс. рублей, а в крупном торговом центре достигает 150 тыс.

Между тем замдиректора Российской антипиратской организации Виктор Злотя рассказал «Известиям», что с 2009 года, когда торговля дисками в метро попала в черный список, объем контрафакта в Москве снизился в два раза. Еще три года назад около 90% всей аудио- и видеопродукции, которая продавалась в столице, была пиратской. Сейчас объем нелегальных дисков снизился до 43%.

— Отказ от их продажи в переходах сыграл в этом не самую большую роль. Активность полиции в борьбе с «пиратством» в целом очень выросла, стражи порядка успешно выявляют нелегальные производства пиратских дисков и места их продажи. Администрации крупных торговых площадок, таких как «Горбушка», которую не раз грозились закрыть, тоже стали сотрудничать с полицией, — добавил эксперт.

Поэтому правообладатели не боятся возвращения дисков в подземные переходы. Они больше обеспокоены развитием новой угрозы интеллектуальной собственности — интернета. «Люди предпочитают скачивать в Сети, поэтому до искоренения «пиратства» нам еще очень далеко», — заявил известный продюсер Александр Толмацкий.

С ним согласен и президент компании «Интернет и право» Антон Серго. «В переходах за диски, даже нелегальные, нужно платить, да и качество их зачастую оставляет желать лучшего. Люди же скачивают фильмы, музыку и ПО с торрентов совершенно бесплатно», — сказал он.

Между тем рынок пиратских дисков в столице все еще очень велик. Так, в среду московские убэповцы накрыли крупный подпольный цех в Твери, ежедневный оборот которого составлял 36 млн рублей. С ее складов в Москве изъяли более 2 млн дисков с фильмами, музыкой и компьютерными программами. Впрочем, контрафакт расходился не только по столичным торговым точкам, но и уходил в другие регионы, а также в Белоруссию и Украину.

Источник: Известия