Цензура в Интернете без границ

1 февраля кандидат в президенты Путин В.В., взяв однодневный отпуск, занялся предвыборной работой. В ходе встречи с молодыми юристами – участниками корпуса наблюдателей на президентских выборах он сделал ряд заявлений. Затронул он и проблемы цензуры в Интернете.

Кандидат в президенты высказался решительно против «отключения Интернета» и предложил активно работать в Интернете сторонникам власти и отвечать на выпады оппонентов аргументированными и талантливыми постами.

Выглядит весьма прилично, но есть одна тонкость. Чтобы отслеживать и реагировать на многочисленные публикации в социальных сетях, на всевозможных форумах, нужно выработать механизмы контроля, а для этого создать эффективные инструменты. Другими словами, речь идёт о цензурировании в Рунете по факту публикации. Но это узкая задача предвыборного штаба кандидата в президенты, у власти круг интересов значительно шире. И эта задача стоит перед властью во многих странах.

В качестве одного из инструментов реагирования в Интернете Еврокомиссия предлагает создать проект, направленный на вмешательство европейской юрисдикции в дела Всемирной сети: предполагается, что интернет-ресурсы будут обязаны удалять персональные данные по требованию пользователей. Со своей стороны, Россия выступила с инициативой выработать международные правила регулирования киберпространства, которые пока игнорируются зарубежной общественностью.

Совершенно очевидно, что у различных стран и политических блоков, впрочем, как и у различных религиозных конфессий, есть свои интересы в Интернете, свои приоритеты, табу и нравственные критерии.

Би-Би-Си распространило информацию о том, что ФБР США объявило о готовности провести тендер на разработку системы контроля «опасных» высказываний в соцсетях. В заявлении ФБР говорится о том, что социальные сети становятся первоначальным источником разведывательных данных, т.к. именно в Интернете появляются первые отклики и сообщения о ключевых событиях в стране. При этом заметьте, что ФБР приступило к решению задачи публично, путём проведения открытого тендера. Американское ведомство понять можно. Их сильно напугало массовое движение «Захвати Уолл-стрит», которое прокатилось по многим странам, рождённое и реализованное с помощью соцсетей. К этому надо добавить, что в США ограничили журналистов и СМИ в освещении этих событий, за что затем и поплатились падением рейтинга свободы прессы до 47 места. Для сравнения, Россия находится на 142 месте, между Гамбией и Колумбией.

Думаю, что американский тендер предлагает разработчикам хорошие деньги в отличие от Роскомнадзора, который решил реализовать эту задачу за жалкие 4,7 млн. рублей и потерпел поражение. Для сравнения, Минсельхоз РФ решил создать свой информационный портал в Интернете за 87,2 млн. рублей.
Курсом ФБР на контроль социальных сетей, как и намерениями Роскомнадзора, недовольны в обеих странах. Очевидно, что этот контрольный механизм в Интернете может быть использован для ограничения свободы слова и плюрализма мнений. Но правда и в том, что определенные контрольные механизмы, похожие на правила дорожного движения, в Интернете нужны. Опасность, как всегда, в бесконтрольности силовых структур или структур с ними сотрудничающих. И в американском, и в российском вариантах, на мой взгляд, нужен контроль за этими действиями со стороны гражданского общества в формате общественных и наблюдательных советов, общественных комиссий и др. В противном случае, соблазн произвола и тоталитаризма в отношении Интернета может нанести большой ущерб обществу.

Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/)