Из центра Москвы «выдавливают» недорогие продуктовые магазины

Помните, в советское время в Москве было полно магазинов «Молоко»? Старейший из них — на Большой Дмитровке, д. 7, — закрылся месяц назад...

 Выходит, выдавливание мелких магазинов, предлагающих не шубы с сапогами, а обычную еду на каждый день, продолжается?

Хлеб невыгоден!

— Лет 30 назад на Тверской улице чуть ли не в каждом доме был магазин или булочная, сейчас такой роскоши не наблюдается, — говорит Минна Скегина, член Совета ветеранов Тверского района. — А ведь в ЦАО живёт много пенсионеров, которые не могут ездить в гипермаркеты на окраины. Несколько лет мы добивались, чтобы в переулках поставили хотя бы несколько тонаров (передвижных киосков. — Ред.), где можно купить хлеб, овощи, мясо, колбасу. Но это же вынужденные меры. Нужны полноценные магазины с доступными ценами.

Центр города действительно долгие годы остаётся чёрной дырой, где стандартный набор «хлеб — молоко — картошка» является редким товаром. Если в 1986 г., по данным Мосгорстата, на территории нынешнего ЦАО работало 775 продуктовых магазинов, то в 1992-1993 гг. их число упало до критических 300. Тотальное превращение булочных и молочных в бутики, банки и кафе стало прямым следствием «дикой» приватизации, ведь запрет на перепрофилирование магазина действовал лишь 3 года после его покупки у государства.

Затем почти на 10 лет в центре воцарились ларьки, которые официально числились продуктовыми, а на деле зачастую предлагали жителям ЦАО лишь алкоголь, чипсы и шоколад (см. «AиФ» № 31 за 2003 г.). Геннадий Дёгтев (бывший в то время префектом округа) признавал, что немногочисленные продуктовые магазины, выжившие в ЦАО, задирают цены из-за отсутствия конкурентов. С 2004 г. в центре стали появляться социальные магазины под патронажем префектуры, но с ними было и остаётся немало проблем: одни потихоньку начинают завышать цены, другие сокращают ассортимент дешёвых товаров. По данным Мосгорстата, в декабре 2011 г. минимальный месячный продуктовый набор стоил в ЦАО 2931 руб. А в Восточном округе тот же список еды обходится на 7% дешевле.

Что же старикам делать — переезжать в спальные районы, где полно дешёвых супермаркетов, или осваивать покупку еды через Интернет?

Мэр Москвы Сергей Собянин инспектирует торговые объекты в ЦАО. Фото Сергея Калачёва, РИА «Новости».

Уезжать не надо?

— Жестоко заставлять старого человека учиться премудростям на компьютере, которого у него нет, или предлагать ему уехать на окраины в целях экономии, — уверен Вячеслав Бобков, гендиректор Всероссийского центра уровня жизни. — Пенсионеру не нужны гипермаркеты в обмен на одиночество и дискомфорт. Каждый хочет остаться в родном доме, где у него знакомые. Всё, что необходимо пожилому человеку, — это нормальный магазин в 100-200 м от дома. И префектуры обязаны предоставить эту возможность всем москвичам.

К счастью, прошлый год стал переломным. Во-первых, число продуктовых магазинов почти сравнялось с цифрами 1986 г. Из 762 адресов 404 имеют статус социальных. Конечно, большим ассортиментом по смешным ценам они по¬хвастать не могут, но 35 самых необходимых товаров там вполне доступны.

— В 2011 г. каждый месяц мы открывали два социальных магазина, — рассказал «АиФ» префект ЦАО Сергей Байдаков. — В наступившем году планируем открыть уже 118.

Заработала и программа «семейных магазинчиков» на первых этажах жилых домов. В ЦАО состоялось уже 6 аукционов — победителям город предложил льготную аренду.

— Но если коммерсанты попытаются превратить продуктовый в ювелирный, правительство Москвы имеет право повысить аренду и даже расторгнуть договор, — предупреждает Наталья Сергунина, заммэра столицы по вопросам имущественно-земельных отношений. Может быть, жителям ЦАО недолго осталось сидеть «на диете»?

Чайный дом на Мясницкой до сих пор исполняет свою изначальную функцию. 

Кстати. Как это было

«Молоко» на Дмитровке было раритетом (его открыл в конце XIX в. купец Чичкин). Таких знаковых продуктовых магазинов в столице осталось очень мало. Например, когда реставрировали знаменитый Чайный дом на Мясницкой, москвичи долго сомневались, что «китайская шкатулка» откроется не банком или бутиком, а именно чайным магазином. Но Жанна Киртбая, правнучка Сергея Перлова, в 1896 г. заказавшего архитектору Карлу Гиппиусу отделку и интерьер здания в китайском стиле, нашла деньги на реставрацию и следила за ходом работ, что понятно — для неё было делом чести вернуть памятнику архитектуры первозданный вид.

— У магазина очень много верных покупателей, — говорит Инесса Кравелис, управляющая «Чай. Кофе». — К нам приходят дедушки и бабушки, которые прибегали сюда за пакетиком чая, ещё будучи мальчиками и девочками. Ну а туристы — наши постоянные гости.

Приезжие с восхищением фотографируют и Елисеевский магазин. Как удалось выяснить «АиФ», известное предприятие пытались перепрофилировать, но в итоге специализацию удалось сохранить, отдав его в управление столичным сетевикам.

 

Галина Шейкина

aif.ru