В Краснодаре обсудили будущее киосковой сети

«Проблемы и перспективы розничного рынка печатных СМИ в Краснодарском крае» - под таким названием прошел круглый стол, организованный кубанской Роспечатью, в котором приняли участие издатели федеральных и краевых печатных СМИ, распространители, а также представители региональной и местной власти.

Поводом для встречи стало обсуждение проекта Концепции развития киосковых сетей прессы в России, разработанной АРПП, а также ряд других острых проблем регионального рынка печатных СМИ.

 В ходе встречи, генеральный директор ОАО «Роспечать» Николай Черкашин, как представитель компании – распространителя, выразил  обеспокоенность отсутствием поддержки органов государственной власти киосковому формату распространения печатной продукции. При этом сеть по реализации прессы некорректно сравнивается с другими торговыми точками по реализации пива, напитков и прочих товаров. Отдельная и болезненная тема – аренда муниципальных земельных участков для киосковой сети. Проблема с каждым месяцем становится острее и заключается не просто в продлении действующих договоров аренды, но и в требовании местных властей выставлять земельные участки на торги, даже там, где киоски по реализации прессы стоят десятилетиями, еще с советских времен.

Еще большую опасность для рынка  вызывает ситуация сложившаяся в г. Сочи. По словам генерального директора  компании ООО «ОДС» Светланы Москвиной, в Сочи проблема  розничного распространения печатных СМИ достигла критической точки. В связи с массовой реконструкцией и подготовкой города к Олимпиаде 2014 года компании-распространители получают  пачки уведомлений о закрытии  торговых точек реализации прессы. Обращения в арбитражный суд не дают результатов. На сегодняшний день в Сочи невозможно установить ни одной  новой точки по продаже печатных СМИ. Администрация города не дает своего разрешения.

Ситуацию с выставлением земельных участков на торги прокомментировал начальник информационно-аналитического управления администрации муниципального образования город Краснодар Максим Нечитайло. В своем выступлении он отметил, что выставление участков на торги – это требование закона. И, безусловно, если речь идет о местах с высокой проходимостью, то на такие участки будет много претендентов. Распространители прессы должны быть готовы к этому.

«Сохранение киосковой сети - это в равной степени проблема издателей, читателей и распространителей в тесном взаимодействии с властью» - подчеркнул Николай Черкашин в своем выступлении. Безусловно, время требует обновления технологий, модернизации торговой сети. Но формат киосков  будет актуален всегда. Особенно это касается Кубани – региона с самой большой киосковой сетью в России по реализации печатных СМИ.

 Особенно актуальна тема сохранения киосковой сети для сельской местности. Если в городах идет активное открытие супермаркетов, то в сельских населенных пунктах по-прежнему газетные киоски являются  единственным центром получения информации шаговой доступности. 

Участники круглого стола с сожалением отметили, что у власти до сих пор нет четко сформированного видения будущего киосковой сети  по реализации прессы.

 Мнением о будущем печатной прессы поделилась главный редактор краснодарского представительства «Новой газеты» Галина Ташматова. По словам Галины Ташматовой, экспертное сообщество в оценке будущего прессы делится на две группы.

В первой группе эксперты придерживаются мнения, что печатным СМИ осталось жить не долго. С уходом поколения читателей их место займет поколение Интернета. Это должно произойти в течение 10-15 лет.

Во второй группе, напротив, опираются на международный опыт. Новые информационные технологии постоянно усложняются. Вместе с этим среди населения постепенно нарастает отторжение этих сложных технологий, возвращается ностальгия по «старому, доброму, понятному». Это, кстати, относится не, только, к прессе, но и к книгам. 

Потребительская привычка – очень важный фактор. У людей до сих пор сильна привычка читать. В Интернет заходят, чтобы ознакомиться с дайджестом новостей, в печатных СМИ – подробная аналитика. В Интернете блоггеры представляют самих себя, свое личное мнение, а журналист – мнение общества. И люди начинают понимать разницу. Лучший формат – это киоск, доказано опытом: шаговая доступность для читателей, покупка занимает секунды, люди к киоскам привыкли, они им нравятся.

Важным элементом киоскового формата является возможность осуществлять подписку через киоски, отметил в своем выступлении обозреватель краснодарской краевой газеты «Вольная Кубань» Сергей Капрелов. Это направление распространения печатных СМИ активно развивала кубанская Роспечать.

В ходе обсуждения, участники круглого стола предложили направить открытое письмо в адрес губернатора и председателя краевого парламента, подписанное всеми руководителями печатных СМИ, реализующих свои издания через розничную сеть, в данном случае через Роспечать. Провести общественные слушания с участием органов власти. 

Заместитель руководителя департамента по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края Павел Беличенко высказал предложение о привлечении к проблеме распространения журналистского сообщества. 

Для решения проблем издателей и распространителей уже есть площадка – это краевое отделение Союза журналистов России. 

По итогам круглого стола его участники рекомендовали региональным СМИ опубликовать информационные материалы о проблемах, обозначенных в ходе обсуждения, а по ряду вопросов инициировать их обсуждение на уровне первых лиц региона.

 

Источник: ОАО Агентство «Роспечать»