В этом году запускаем «Электронную демократию»

Глава Минкомсвязи рассказал «Известиям», как развиваются государственные интернет-проекты — от системы «Электронная демократия» до уникальной сети передачи видео с избирательных участков.

— Россия вступает в ВТО. Планируются ли в связи с этим какие-либо изменения в законодательство, введение новых правил по защите авторских прав в Сети?

— Если говорить об интеллектуальной собственности и о правах на нее, то даже в ВТО нет единого мнения о том, как эти проблемы должны регулироваться. Вопрос обсуждался и более масштабно: на встречах «большой восьмерки», на саммите 20 государств. Мы в России тоже внимательно занимаемся этой темой. Вот только порог требований у всех разный, а решение, понятно, должно быть универсальным. Именно поэтому его выработка потребует серьезных усилий всех государств. Пока, честно говоря, страны от такого решения далеки. Что касается позиции России, мы считаем, что об этом надо говорить. Нужно наладить межгосударственное взаимодействие там, где речь идет о регулировании деятельности интернета по самым разным аспектам, включая борьбу с нарушениями авторского права. 

— Регулировать предполагается посредством международного законодательства?

— Мы предлагаем начать договариваться о механизмах, которые могли бы быть применимы. Кодекс пользования интернетом предусматривал бы, что в случае выявления нарушения прав мы обязуемся налаживать объективное сотрудничество. А затем уже постепенно переходить к нормативным документам, которые бы это взаимодействие регламентировали. Но и здесь единства нет. Некоторые страны говорят: «Давайте все регулировать через двухсторонние отношения каждого государства с каждым государством». Мы считаем, что это малореальный механизм. Нужен согласованный международный подход, который предлагал хотя бы базовые приемы борьбы с нарушениями в мировом интернете. Единого мнения на эту тему пока нет.

— Сообщалось, что Минкомсвязи будет разрабатывать некую систему для обнаружения в сети запрещенного контента. Она готова?

— Речь идет о программно-аппаратном комплексе, который призван отслеживать нарушения закона, в том числе в интернете и сетевых СМИ. Эта задача Роскомнадзора. Чтобы обеспечить реализацию своих функций, они объявили такой конкурс. Он прошел, но тот результат, который был предложен исполнителем, был признан неудовлетворительным. Поэтому о дальнейших деталях говорить преждевременно.

— Также министерство обещало разработать конструктор для создания сайтов госструктур

— Не просто для сайтов: пользовательских инструментов на рынке достаточно. А мы сейчас вступили в фазу формирования действующего электронного правительства. Это означает, что у властей, особенно на местах, у муниципалитетов должны быть инструменты, с помощью которых они будут взаимодействовать не только между собой по вертикали и горизонтали, но и, самое главное, с обществом. То есть предоставлять информацию о себе. Для этого есть универсальный инструмент — сайты. В России муниципалитетов больше 20 тыс., и у всех разные ресурсы и разные возможности. Поэтому было предложено решение, которое теперь позволяет и органам исполнительной власти, и муниципалитетам свои информационные ресурсы из предлагаемого нами набора кубиков создавать.

— То есть модель уже работает?

— Она создана, и сейчас мы ее отрабатываем в ряде пилотных регионов. Идет тестирование. В течение года она станет полнофункциональной моделью.

— Хотелось еще спросить о проекте «Электронная демократия». Как с ним сейчас обстоят дела?

— Такое приложение нами разрабатывалось в рамках программы «Информационное общество». Оно позволяет обеспечивать обратную связь между гражданами, органами власти и органами местного самоуправления. Ресурс, который позволяет гражданам направлять свои мнения о тех или иных проблемах в нашей жизни, пожелания, которые относятся к конкретным областям. А затем отслеживать, что происходит с этими обращениями: как они включаются в документооборот и какую реакцию на них предлагает орган государственной власти. Как нам представляется, это довольно перспективный проект, потому что работает по модели аутсорсинга. Когда мы с помощью аналитических механизмов сможем смотреть, какие участки работы вызывают наибольшее количество претензий, тогда можно будет оценивать и работу отдельных ведомств, и отдельных органов, и отдельных руководителей.

— Это будет общегосударственный продукт?

— Конечно, это глобальное решение, рассчитанное на всю страну, которое будет иметь возможность «привязки» к отдельным территориям и даже к персоналиям чиновников.

— Когда «Электронная демократия» должна запуститься?

— В этом году. Мы уже получили по итогам прошлого года это решение, сейчас оно готовится к массовой эксплуатации.

— А как будет решаться ситуация с национальным фондом алгоритмов и программ, который планировался по адресу госприклад.рф? Вскоре после того как вы этот проект анонсировали, этот адрес был занят киберсквоттерами...

— С одной стороны, чиновников упрекают в недостаточной открытости, а с другой — как только начинаешь проявлять открытость, тут же находится кто-то, кто этой открытостью злоупотребляет. Поэтому я сделал вывод, что нельзя произносить название того, что мы еще не зарезервировали. Но есть какие-то идеи, которыми все равно делишься со специалистами, исходя из того, что аудитория состоит из добропорядочных людей. 

— Как продвигается крупнейший на сегодня проект вашего ведомства — создание уникальной сети из веб-камер на избирательных участках?

— Это большой, масштабный, амбициозный и очень яркий проект. И мы, конечно, рассчитываем, что он себя хорошо проявит 4 марта. Это будет 500 лет видео, которое предстоит выложить в течение суток. Аналога такой системы в мире не существует.

Пока всё идет строго по плану. Уже свыше 30% камер установлено, 80% работ по модернизации и расширению каналов связи завершены. Запущен ресурс, где пользователи могут зарегистрироваться и сложить к себе в «личный кабинет» те участки, которыми бы они хотели воспользоваться в первую очередь. Если появятся какие-либо точки повышенного интереса — мы можем увеличить количество каналов связи. Поставки оборудования в основном завершены.

Уже есть планы, как использовать новое оборудование в дальнейшем: для дистанционного обучения, организации предоставления госуслуг, для решения задач дистанционной медицины, доставки контента в учреждения культуры. Это будет интересная современная сеть, которую впоследствии можно будет расширять и предлагать на ней все большее количество услуг, связанных именно с передачей видеоизображения.

— Есть защита от внешнего проникновения, взломов, DDoS-атаки?

— Сеть организована так, чтобы обеспечить максимальную защиту от такого рода проникновений.

— Какие проекты вашего министерства 2011–2012 годов вы выделяете как важнейшие? 

— В прошлом году в России появилось цифровое телевидение в 41 регионе, где живут 43 млн человек. Начали мы в данном случае с Дальнего Востока. Одна из задач следующего этапа — это объединение возможностей цифрового телевидения с системой предоставления госуслуг, потому что телевизоры есть почти в каждом доме, и наша задача — сделать так, чтобы для получения госуслуг было не обязательно подключать отдельный компьютер. Чтобы это можно было сделать с экрана телевизора — такие работы сейчас ведутся.

Наша задача — чтобы с помощью приставки экран телевизора работал как монитор компьютера и предоставлял госуслуги.

— Такая приставка разрабатывается?

— Есть пример отечественных разработок для кабельного телевидения, для IP-телевидения. Нужно сделать так, чтобы они работали и с эфирным телевидением.

— Сейчас в московском регионе будет существовать четыре крупных оператора связи — «Ростелеком» и «большая тройка». Какие возможности у остальных, допустим у Tele2, войти в Москву, будет ли расширение частотного диапазона?

— Частотный диапазон подчиняется законам физики, а не желанию чиновников. Если есть частоты — они распределяются подобающим образом, как это прописано в законе «О связи». Если этих частот нет, их дополнительно не нарисуешь. Говоря о частотах на услуги связи четвертого поколения, мы отдаем себе отчет, что не все они свободны. Высвобождение и перевод их со спецнужд на гражданские требует больших денег. Поэтому и предложена модель, где победа на конкурсе по частотам впрямую увязана с финансированием подобного перехода. В этом году ждем конкретных победителей как можно скорее, не дожидаясь денег из федерального бюджета.

Источник: Известия