Александр Петрович! В преддверии отчетно-выборного собрания в нашей Гильдии, расскажите, что вы считаете главными достижениями издательской отрасли за минувший год?
Александр Страхов: Если говорить о вещах прикладных, то достижением является то, что удалось добиться продления срока действия сниженной пошлины на ввоз мелованных бумаг. Кроме того, весь прошлый год для отрасли действовали льготы по страховым выплатам. Это было очень важно в период экономических трудностей. Также началась осмысленная работа с правительством по рационализации системы учета и списания тиражей. По крайней мере, к этой проблеме удалось привлечь внимание премьер-министра, таким образом, появился шанс решить этот вопрос в перспективе. Неплохо, по-моему, развивается Бюро тиражного аудита – ABC. Мы считаем, что эта инициатива очень важна для повышения прозрачности рынка.
Во всех этих процессах Гильдия играла важную, а порой и ключевую роль. Поэтому, можно сказать, что деятельность Гильдии в прошлом году была плодотворной.
В этом смысле очень значимо расширение географии ГИПП. Открытое недавно представительство ГИПП на Урале активно работало и развивалось и достигло за год высоких результатов. В конце прошлого года мы открыли отделение и на Северо-Западе, которое тоже имеет хорошие перспективы. Таким образом, база Гильдии расширяется, и в работу вовлекаются всё большее количество издателей по всей стране.
Из негативных моментов прошлого года огорчила не совсем понятная история с «ненаписанной стратегией развития отрасли». Минкомсвязь объявила тендер на ее создание, который не состоялся, потому что о нем никто не узнал. Будем надеяться, что в будущем такие недоразумения не повторятся.
Давайте отвлечемся от злобы дня ненадолго. Были ли какие-то творческие прорывы, откровения, открытия, если хотите, в работе ваших коллег в решении фундаментального для издателей вопроса: как жить и развиваться дальше в условиях стремительных перемен в коммуникационной среде, да к тому же в условиях экономических трудностей.
А. Страхов: За прошедший год один из ярких примеров развития бизнеса в новой среде продемонстрировал ИД «Комсомольская правда», который за несколько лет на базе классического издательского дома создал и радио, и ТВ, и интернет ресурс, вошедший в лист самых посещаемых мировых сайтов.
Также безусловным успехом была высокая оценка «Ашет Филлипаки Шкулёв», когда в ходе сделки между Lagardere и Hearst журнальный бизнес был выкуплен по очень высоким мультипликаторам 13 EBITDA. При этом, конечно, мультипликатор базировался на оценке всей группы, но, насколько я знаю, доля российского бизнеса в этой оценке достаточно велика.
А в целом, главным трендом стало ясное понимание того, что развитие новых технологий и изменение потребительского поведения – это не угроза для традиционной модели, а новая возможность для развития издательского бизнеса.
Какие направления вы считаете наиболее перспективными для работы ГИПП в ближайшем будущем?
А. Страхов: Приоритет - это все что касается усиления всех направлений и проектов, которые связаны с Интернетом, мобильными коммуникациями. Это предмет каждодневной заботы подавляющего числа издателей, так что потребность в образовательной, исследовательской деятельности, обмене опытом в этой сфере сохранится на высоком уровне.
Также считаю, что необходимо развивать региональное направление. Именно здесь для нас резерв роста в сторону огромного издательского рынка всей страны, а не только московского сообщества. Одновременно это укрепляет и нашу позицию, как общенационального представителя издательской индустрии.
Кстати, одно из интереснейших и важнейших направлений здесь – помочь региональным издателям уйти от дотационной модели бизнеса. Многие из них связывают свое будущее с субсидиями местных властей и не очень видят, как можно это поменять. Запрос из регионов на разработку программы разгосударствления СМИ явно имеется.
Ну, и конечно, все что связано с лоббистской деятельностью. И пошлины, и учет списания, и льготы – это важные для решения проблемы отрасли, где надо продолжать активно работать.
Вы пробыли на посту президента ГИПП три года. Что вам лично дала эта работа?
А. Страхов: В первую очередь, конечно, это более объемный взгляд на проблемы издательского бизнеса. И много новых встреч и знакомств с людьми, с которыми было очень интересно работать.